50 оттенков серого или Грузия на майские

На майских праздниках у клуба Три стихии состоялась очаровательная поездка в Грузию, о которой автор практически незамедлительно и совсем без всякого давления со стороны товарищей, спешит вам поведать.

Перед отъездом, еще у эллинга, группа отъезжающих в Новый Сонч настойчиво пыталась вручить нам небезызвестный фильм про множество вариаций серого цвета… Если бы мы знали, что это фильм про реки Грузии – непременно бы взяли и внимательно изучили. На деле пришлось все познавать самим.

Белая Арагви.

Решили, что начнем раскатываться потихоньку, тем более по дороге. Приехали на старт, как водится, за полдень… Мы совсем нигде времени не теряли! Сначала на месте ночевки чуток подождали Юрца, и это он еще голову не мыл! Потом чуток магазина — вино, чача, сыр, хачапури и далее везде; потом немного серпантин поснимать — правда красиво, вот только за стеной дождя не очень видно, но когда это кого-то волновало? Приехали в общем, на Белую Арагви. Вода – «Какао Золотой Ярлык в детском саду» (с) могу неточно цитировать, но суть вполне передает. Еще не совсем серая, но уже вполне коричневая.

Тем не менее река понравилась – весело и бодро для раскаточки. Никто не утонул, не заплыл и даже если купался – то недолго и с удовольствием. Кое-кто правда после просмотра последней срани полез в гору с морковкой, кто – оставлю тайной покрытой мраком 🙂

После недолгих терзаний и раздумий решили поехать ее еще раз, начав ниже и закончив ниже. За что немедленно получили бодрую прогулку с лодками по долинам и взгорьям и все больше вверх.

Пшавская Арагви.

Приехали на стоянку уже сильно в ночи, там нас уже ожидала толпа гопников друзей-каякеров. Первой фразой вместо приветствия было что-то вроде: «И что же вас, окаянных, занесло в эти земли чужбинные, зачем же вы сюда приехали на свою погибель». Мы немедленно поняли, что вода в реке есть и все отлично. Тут же случилось первое зажигательное пати.

Вода в реке действительно была и какая! Мимо нас текли те самые 50 оттенков серого. Очень удобно было мыть пригоревшую сковороду – сначала пескоструишь ее в реке, потом отмываешь в придорожной канаве. Фейри нервно курило в сторонке.

Не сильно задерживаясь, поехали кататься. В планах было прокатить Пшавскую Арагви, которая чуток попроще, а потом прокатить Хевсурскую, которая чуток посложнее.

Забросились на Пшавскую… не то что к месту старта в общепринятом смысле, зато точно по силам нашего транспорта. Только отвязали лодки – мимо нас выше по реке едут рязанцы, и такие с удивлением спрашивают: «Вы что это тут стартуете? Самое интересное сверху.» И такие бодренькие уезжают…

Мальчики напряглись… как же так, самое интересное и без них. Но вселенская лень победила – привязывать лодки обратно никто не захотел и решено было сделать два рана – один отсюда, а потом поехать посмотреть, что же там такого интересного.

Ну правильно – «Double run, double fun».

Скатились, всем понравилось, привязали лодки, слопали сникерс (аллилуйя!) – поехали вверх. Метров через 200 после нашего первого места старта мы поняли, что, вероятно, зря послушали рязанцев, что, наверное, автобус у них более проходимый, а может у них просто шутки такие… Еще через 200 метров стало понятно, что «интересно» будет не только сплавщикам, водитель тоже не останется обделенным. Ехать оставалось около 5-7 км… Мы бы даже развернулись и поехали обратно, но было негде – дорога шириной с автобус + чуток, слева стена, справа река… оооочень глубоко внизу. Но виды – просто шикарные. Так тихо матерясь мы докатились до места старта. Французские конструкторы даже не подозревают о возможностях своего творения.

Кое кто сильно волновался за свой автобус, как бы Лапуля не отправила его сплавляться прямо с дороги, и настоял, что водителей в обратный путь должно быть два. Вторым оказался Юрец 🙂

Отправив сплавщиков с лодками наперевес к виднеющейся вдалеке реке, мы поспешили в обратный путь. Предполагалось, что автобус будет ждать ребят на мосту в деревне, а потом уже проследует к финишу на слиянии двух рек. Буквально через 5 минут обратной дороги Лапуля исполнила свое предназначение – при переезде через очередной ручей раздалось громкое БАХ, а затем ПШШШШ и автобус стал прихрамывать на 1 колесо.

Вроде фигня – заменить колесо… Кое как доковыляв до более-менее широкого участка дороги и пораскинув мозгами, мы выяснили, что без помощи знатоков нам не справится с этой высокоинтеллектуальной задачей. Тогда Юрец (хорошо, что он там был!), только в шлеме и неопрене (он же собирался сплавляться), аки бесстрашный горный олень спустился к реке. Тут надо приложить фото, чтобы оценить масштаб этого нереального подвига. Но даже им не передать чумачечий уклон горки, с которой очень бодро убежал вниз, а потом забрался вверх наш Юрец.

После его возвращения стало ясно три вещи:

1. Все очень рады и Лапулю даже наверное не убьют («Слава богу колесо, мы думали картер!»)
  2. Запаска есть, домкрат есть
  3. Мы скоро встретимся с парнями, в деревне на мосту.

Пора сказать три раза ХА. Мы очень быстро справились с разгрузкой автобуса, быстро его подняли и сняли колесо, но вот запаска… Запаска лежит под автобусом и притянута к оному специальными тросами, и чтобы ее снять, надо провернуть специальным ключом специальный болт. И все бы ничего, но вот того самого специального ключа на положенном ему месте не оказалось. Осталось только добавить, что по задумке гениальных французских конструкторов ключ оказался совсем уж специальным – пятигранным и ни на что ранее встречавшееся в природе не похожим.

Вечерело… Занеопрененный Юрец четвертый час лежал под автобусом, распотрошенная помойка с изрезанными консервными банками лежала неподалеку – это мы пытались соорудить пятигранный ключ нужного размера из шестигранника размера не совсем подходящего. Я с ужасом представляла себе мокрых, холодных, а главное голодных товарищей (дабл ран жеж!), которые склоняют мое имя в разных направлениях 🙂 Я уже даже хотела бежать их кормить, но тут появился Леха с группой поддержки. После этого мы провозились еще с час, а потом абсолютно варварски поступили с чудом французского автопрома – срезали кожух у гайки и провернули ее газовым ключом. К моменту, когда мы встретились у моста с остальными ребятами была уже сильно ночь.

Хевсурская Арагви.

С утра поехали катать Хевсурскую Арагви. Всех очень впечатлил участок ниже деревни Коби (??), но решили заехать повыше и посмотреть что же там. За деревней нас догнали рязанцы (ха-ха…) и попросились ехать с нами. Такого шанса нельзя было упустить и кровожадные ребята легко согласились 🙂

Верхний участок впечатлил всех еще больше. Прыгать водопад собралась только Лапуля, но ее почему-то не пустили. В итоге мальчики спустились на воду чуть ниже первого порога и очень бодренько докатили до деревни. Все ужасы-ужасы прошли чисто, хотя выглядело все очень внушительно.

Собственно, про эту речку можно и нужно написать гораздо больше, но так как я просто наблюдала с берега, а в процессе не участвовала, то могу описать происходившее только междометиями типа: «ах, ох, ай-ай-ай, ой-мамочки» и т.п. Если никто из участников не дополнит мой рассказ, читателю останется только смотреть видео, снятые дрожащими руками Лапули 🙂

Супса.

Решение проблемы с запаской (заделать порез вечером в Грузии та еще задачка) плавно совместилось с походом в ресторан. Как же в Грузии вкусно кушать! Шампиньоны под сыром сулугуни в кецах, всевозможные хачапури, нежнейшее мясо и 1 порция греческого салата размером с Эверест впечатлили всех. После ресторана понятное дело никто никуда не поехал, мы остались в гостишке и к реке опять прибыли к «послеобеда».

По реке у нас было скудное описание, зато было четко сказано, что по дороге на своей машине лучше не забрасываться. Мы немедленно решили проверить данное утверждение – действительно, на своей машине не стоит, особенно, если у вас в планах на ней еще поездить.

В итоге обратно автобус погнали опять вдвоем, пока мальчики наслаждались прекрасной речкой и отличными видами. Зато по пути родилась идея найти в деревне автобус и заброситься с желающими еще раз. Супса – чудесная речка, находится в «типа каньоне» — стенки не отвесные, но вылезать идея так себе (хотя я и пыталась слиться по бережку, как обычно, меня не пустили). Зато очень красиво — буйная растительность, деревья покрытые мхом, лианы, свисающие до воды, водопады, льющиеся со стен. И ко всему этому прозрачная голубая вода. Райское место. Пороги мальчикам очень понравились, говорят – сплошной фан 🙂 Я сдуру поверила – и правда фан, правда сплошной – плавала много и с удовольствием. Вода вкусная и с пузыриками. Мне понравилось, хотя наверх мне вылезти так и не дали 🙂

Бжужа.

Опять приперлись на поляну к ночи. Тут было намечено массовое пати и даже ожидались какие-то соревнования. По факту на поляне мы нашли только Тему, потому что остальные «замерзли и поехали на море/в гостишку/к мамочке» (нужное подчеркнуть).

Бжужа всех привела в восторг – чистая вода, хороший уровень. «Речка нямочка» (с) 🙂 Благоразумная Лапуля сидела на берегу, так что могу только делиться впечатлениями эстетического свойства – действительно нямочка. Пока я наслаждалась созерцанием, ребята умудрились запихнуть весло в сифон и всласть накупаться.

Прокатив пару кругов вечером у нас была запланирована поездка на море, мы даже приехали в ближайший город, закупили шашлыка и прочих вкусностей и…. вместо моря повернули опять на поляну на Бжуже, потому что уж очень тут хорошо оказалось.

Долго мы после поворота не проехали – тут же были остановлены местной полицией, которая хотела оштрафовать Алексея Анатольевича за употребление красного сухого. Леха оказался крепок духом – демонстративно плюнул на Грузинскую полицию жвачкой и отделался легким штрафом в 120 лари за загрязнение окружающей среды. Так ловко выкрутившись из сложной ситуации, мы довольные поехали жарить шашлык.

На поляне яблоку негде было упасть – все отогрелись и вернулись к реке. Своим появлением мы их тоже слегка удивили, потому что встать стало негде, но переехав пару дружественных палаток мы нашли место для лагеря. Пати удалось на славу, некоторые даже не дожили до утра.

С утра решили прокатить верхний участок от ГЭС. Накануне Егор проехал его один за 20 минут, а с утречка с компашкой, рассматривая достопримечательности в виде порогов, за 40.

На машине ехать до ГЭС – около километра, потом еще метров 600 вниз к самой ГЭС и реке. Представьте себе действующую ГЭС – забор, турбинный зал, рабочие. И вокруг этого бегают каякеры с лодками, их провожают взрослые и дети, которые все с интересом рассматривают и фотографируют, охрана с удовольствием открывает ворота, рабочие показывают наиболее удобный спуск к реке. Представили? Если бы я сама не увидела, ни за что бы не поверила, что такое бывает.

В общем в этот день ребята еще раз с удовольствием прокатили Бжужу. Верхний участок оказался весьма сочным, мальчики ехали его вместо 40 минут аж 1,5 часа. Оставшиеся на берегу даже начали слегка нервничать, потому что предыдущая группа рассказывала всевозможные ужасы про аццкие срани, поджидающие ничего не подозревающих каякеров. Но все приехали довольные и протрезвевшие. После того, как ребята докатили нижний кусок, мы таки уехали на море, по дороге заехав на культурный обзор исторических достопримечательностей.

Море.

В Кобулети мы немедленно засели в кафешку с видом на автобус на фоне моря и халявным вай-фаем.

Сразу же увлеченно принялись постить в инстаграм отснятый материал.

Владельцы кафе похоже настолько были рады видеть банду голодных каякеров в мертвый сезон, что даже налили нам бутылку вина на дорожку, в подарок от заведения.

На месте нашей стоянки мы обнаружили Темин бас, еще пару машин с каяками и… полицейскую машину. Мы тут же решили, что наших друзей обижают (история с жвачкой еще не давала спокойно спать отдельным умам). Оказалось, все намного интереснее. Наших друзей… охраняли!

Представьте себе банду гопников с веслами, которые всю ночь горлопанят песни у костра и всячески морально разлагаются развлекаются, которых охраняет полиция. В моей голове это уместилось с трудом. Тем не менее, Тема нам поведал, что точно так же их охраняли на Абаше, для верности загнав их машину под навес и накормив шашлыком с вином. Это видимо, чтобы разбегаться не надумали. Чуть позже, на Текхури, мы сами «подверглись» охране. «Подверглись» беру в кавычки, потому что все происходило очень доброжелательно, внимательно и абсолютно ненавязчиво.

Море оказалось холодным, а закатное солнце ни разу не грело. Зато грело вино и поэтому кто-то даже купался.

Текхури.

На Текхури решили сначала замочить каньон, а потом осмотреть крепость Накалакеви. Но чуток проехав к месту старта уперлись в дорожные работы. Машины обещали начать пускать через полчаса и мы развернулись к крепости. Хорошенько ее излазив снова поехали на реку.

После того, как мы с трудом просочились между экскаватором и пропастью, решено было ограничиться одним раном. Мне ехать было слегка очково, но мальчики как по команде (сговорились, поди) сделали честные глаза и сказали что-то вроде: «там все обносится и обплывается». Излишне, наверное, говорить, что ничего не обносилось и не обплывалось? 🙂 Хотя река и правда очень красивая и несложная. Каньоны, валы – вся мягкое, живописное и дружелюбное.

После сплава мы вернулись на поляну с источником и предались релаксу. С нами на поляне стояли воронежцы и была уже совсем ночь, когда сверху спустился Егор с компанией в сопровождении полиции. Нас опять охраняли всю ночь, что, правда не помешало с утра коровам и свиньям разграбить наш стол и вымыть нам посуду языками.

С утра пошел дождь и выбирались с поляны на дорогу мы с приключениями. Полностью разгрузив автобус, мы с упоением толкали его вверх по скользким камням, а он с тем же упоением отказывался ехать. Мы уже почти решили бежать на дорогу за трактором, как в головы пришла светлая мысль одеть на колеса цепи. Автобус улетел вверх с такой скоростью, что было даже жалко, что выгруженные вещи остались внизу.

Абаша.

Всего километр вдоль реки с лодкой на плече и мы на Абаше.

Сначала решили заглянуть на водопад, поснимались и подурачились.

Вано отправил пару фото в инстаграм прямо от водопада ? Поплыли. Воды немного, речка несложная и просто чумовые виды. Каньон, почти соприкасающийся своими стенками над головой, голубая вода внизу – просто супер!

Где-то в каньоне потеряли Вано – вроде плыли все вместе, а на выходе стояли ждали его минут 15. Оказалось заварился… не в бочке, а от съемок видов отлипнуть не мог. Абаша оказалась лучшим завершением поездки.

На этой чудесной ноте закруглюсь с рассказом. Езжайте, люди, в Грузию. Гостеприимная, красивая страна с отличными речками, кухней и людьми!

Автор, пожелавший остаться неизвестным.

Фото любезно предоставлены Троицким Алексеем.