FIVE RED HOT CHILY PAPERS

Поставив себя на место читателей этого очерка, я точно знаю, какие чувства они испытают. У одних случится приступ черной зависти, у других белой, а у третьих даже зеленой. Студенты и безработные вспомнят об огромных деньгах, потраченных на такое путешествие. Состоятельные члены общества подумают о своем бизнесе, брошенном на произвол судьбы. Семейные представят свои половины, с укором глядящие на них, и те расходы,что они, путешественники, понесут по возвращении,чтобы умаслить родных. Холостые подумают о том, что отправившись в такое путешествие уже никогда не обзаведутся семьей. . . . Но прогнав дурные мысли, наши смелые, безрассудные, веселые и жаждущие путешествий читатели бросятся тренироваться, зарабатывать бабосы, листать карты и вертеть глобусы.

Здравствуй Чили.

Оказалось, что в Латинской Америке весною – осень. Было жарко и очень солнечно. Изможденные перелетами, пластиковой едой и халявной выпивкой, мы приземлились в Сантьяго. По плану, нас уже должен был ждать заранее арендованный микроавтобус. Улыбчивые работники компании Хертс долго рассказывали нам о том, что их никто о нас не информировал, потом колдовали над нашими кредитками и в конце концов выкатили нам чудесный, новый автобус Хендай Н-1.Он был изумительного белого цвета и сиял чистотой. Вопреки ожиданиям хозяев, увидев автобус, мы загрустили.

Причина этого состояла в том что автобус нам был нужен не для трансфера в пятизвездочный отель на берегу океана, а для заброски в труднодоступные горные регионы Чили, дороги которых, по слухам, не блистали асфальтом. Кроме того, оказалось, что пять сплавных лодок и пять немелких каякеров не помещаются в автобус. Автобусу сильно повезло, а компания Хертз полностью оправдала свое название, заблокировав часть денег на наших кредитках. К счастью, денег было достаточно, и в другой автомобильной компании мы подобрали себе супер вариант – Шевроле Астрован. По цене он оказался дешевле в два раза, а по виду полностью соответствовал требованиям современных каякеров. Кузов по кругу был усеян всевозможными вмятинами и царапинами, сверху багажник для лодок, салон с кондиционером и сильно поюзан. В общем, уютно. В процессе путешествия оказалось, что колеса у нашей чудо машины все разные, лысые, но от очень известных производителей. Погрузились в автобус, и пробравшись через пробки Сантьяго устремились в глубь Чили, в район города Пукон.

Раскатка.

Всю ночь провели в дороге, обшарили в поисках ночлега все озеро Веларика. Кругом колючая проволока и надписи понятные любому путешественнику типа — «Привато», «Осторожно злая собака» и т.д. Вообще если визиткой Новой Зеландии считать раздавленных оппосумов, то визиткой Чили можно смело назвать колючую проволоку.

Ее можно встретить в городе, в лесу, в поле, в горах, в общем везде. Можно предположить, что какой-нибудь советский чиновник отправил ее в качестве помощи во времена Пиночета. Под утро наблюдали действующий вулкан Веларику, освещающий огнем облака. Решили, пока не расцвело забраться по лесной дороге повыше в горы, где понаблюдать рассвет, долго ехали по дороге, отходящей от основной трассы в горы, но так и не найдя достойной смотровой площадки ,спустились обратно. По дороге долго охотились на зайца который не хотел убегать из света фар нашего автобуса, мне даже пришлось вылезти из баса и бежать за несчастным животным, чтобы автобус не задавил ушастого.

Утром мы нашли уютный «Кабаньяс»( т.е.небольшой мотельчик) на берегу речки Транкура, по которой нам предстояло сплавляться на днях и немного отдохнули.

FIVE RED HOT CHILY PAPERS. Чили

В месте, куда мы прибыли, вовсю хозяйничали индейцы, в прериях слышались воинственные крики по реке сновали огромные пироги, набитые хуанами и их скво –хуанитами, нам пришлось загнать наш скот в лощину и …. СТОП о чем это я!???

Наверное, я плохо переношу табачный дым, наш Руслан слишком много курил.

Сегодня мы сплавляемся по реке Мачин, красивая речка ,вкатываемся в бурную воду, после московского зимнего застоя. Речка, как нельзя кстати, подходит для этого, все очень просто и фаново. Главное радует природа. Плывем по тенистому каньону, вокруг лес, лианы и заросли бамбука. Из живности встречаются стаи различных птиц, которые с удивлением наблюдают за каяками. Сплав получился мирным, но для первого дня это то, что нужно. Вечером отметили в нашем уютном домишке первый сплав в Чили.

Следующим днем проснувшись и позавтракав эмпанадасами (это такие пирожки), мы двинулись к верховьям реки Транкура о которой имелось описание. Сложность сплава значительно возросла , правда вода не была слишком жесткой и прощала ошибки. В этот день мне суждено было быть водителем и перемещаться вдоль реки с фотоаппаратом, то и дело снимая на него ребят. Участники сплава получили громадное удовольствие от реки, кое-кто словил немного экстрима. Руслан запенился в сливе, так что через него хлестала вода, правда, заснять это не удалось. В этот вечер, просмотрев описание следующей реки, стало ясно, что завтра начнутся настоящие приключения. Нас ждет река Пальгуин, о которой в описании написано полно всяких ужасов.

FIVE RED HOT CHILY PAPERS. Чили

Верхний Пальгуин или Что такое полный контроль?

Я уже упомянул о чилийских дорогах, хочется так же порадоваться за их картографов. Чилийские карты врут. Врало также и описание реки, в поисках точки старта, а вернее по-модному Put in, мы провели несколько часов. Как позже выяснилось, эта затупа подарила нашей экспедиции несколько супер водопадов, о существовании которых, наверное, наши предшественники и не догадывались. Забравшись хрен знает куда, мы свернули на очередной поворот к реке и увидели вывеску – Saltos de …чего то там. В этом месте оказался супер — мега чилийский аттракцион – Канопи. Это когда по железному тросу тебя запускают с одной горы на другую через реку на высоте метров так 50. В этом месте нам удалось приблизиться к каньону, в котором текла наша река. Она падала в него 20-ти метровым водопадом, на заходе в водопад красуется бревно, что делает прохождение невозможным, а вернее — крайне рискованным. В таком водопаде необходим полный контроль, а ведь перевернувшись на срезе под бревно, о контроле можно забыть. Вот так трезво поразмыслив, коллектив принялся искать спуск в каньон. Хозяин канопи ,очень приветливый чилиец, указал нам на железную лестницу, которая была подвешена на стальном тросе и стремилась куда-то вниз под водопад. Я очень боюсь высоты, но сидеть и ждать для меня еще большая мука, поэтому я лезу первым. Лестница раскачивается. Вниз летят всякие камни и ветки, спустя метров двадцать оказалось, что лестница кончилась. До воды остается около трех метров. Прыгаю в воду и, переплыв реку, вылезаю на галечную отмель за водопадом.

Спуск лодок и основной группы занимает около двух часов. Дальше начинается увлекательный сплав, проходим несколько невысоких водопадов.Много снимаем. Запомнился водопад с двумя параллельными сливами. Мы с Серегой прыгаем его почти одновременно по двум сливам, его высота метров 5-6. Дальше на нашем пути возникает горка метров четырех, практически перпендикулярно бьющая в берег, образуя противный прижим. Все довольно хорошо справляются с препятствием, если не считать пары килей. Солнце клонится к закату и надо подумывать об окончании сплава, но нам не терпится заглянуть, что же дальше? К тому же, надо искать выход из каньона. Метров через триста стало понятно, что впереди водопад, урез воды и характерный грохот выдал его. Осторожно зачаливаемся для просмотра. Сузившись до нескольких метров, река падает вниз двумя ступенями образуя между сливами узкий котел метров пять длиной, общий перепад метров 10-12. Выглядит все очень жутко, особенно котел. Водопаду присваивается имя – Жопа. Я видел подобный водопад на Плато Путорана, тогда в состав нашей группы входили лучшие российские каякеры и тот водопад мы не прыгнули. Правда, в нем было существенное отличие. Все брошенные в котел палочки и бревна варило по нескольку минут.

В нашем случае мощь воды не давала брошенным предметам задержаться в котле и, взвесив все за и против, решаюсь на прохождение. Пока желающих больше нет. Обносим лодки за водопад, ставим страховку и съемку. Заходная шивера не дает возможности хорошо разогнаться, прыгаю в первую ступень, ухожу полностью в пучину котла, лечу вниз головой во второй слив в лодке, но уже без весла, свободный полет, удар о воду. Плыву в обнимку с лодкой в объятья Сереги, спешащего на помощь. Вот это настоящий контроль. Сложно описать ощущение, которое овладело мной после такого, можно сказать, не очень удачного прохождения. Радость того, что смог победить в себе страх перед препятствием соседствовала с осознанием того, что был щепкой в руках разбушевавшейся природы. Серега Ананьев спрашивает меня о моих впечатлениях, я говорю, что классно и довольно мягко. Говорю ему, что отговаривать его не стану. И правильно сделал. Серега тоже прыгает водопад, удачнее меня, вторую ступень летит кормой вперед и очень зрелищно. Остальной коллектив жадно снимает все это шоу на видео и фото.

Уже темнеет, на сегодня со сплавом все, возвращаемся обратно, по дороге

закупаем местной жратвы и Капеля (это местная водка из агавы или еще из чего…). Настроение отличное, но пришлось умерить размах вечеринки, ведь завтра нас ждет Лос Трилос – каскад из нескольких высоких водопадов.

Нижний «Пальгуин» — Диснейленд для настоящих перцев.

В этот день опять сплавляемся все вместе, сплавной участок не длинный, можно и прогуляться за автобусом. Началось все с замечательного каньона, правда, в нем застряли по центру несколько бревен и он стал не проходим. Стартуем чуть ниже него, спрыгнув с вертикальной стенки. Немного несложного сплава, и вот мы у первого водопада, его высота чуть более 6 метров, правда высота водопада порой не является аргументом в пользу или против его прохождения. Заходная шивера в водопад с несколькими бочками, затем небольшой пул и потом основная ступень, падающая на наклонную плиту по которой течет сантиметров сорок воды. Прыгать с 6-7 метров на камни, так себе удовольствие, но скорость воды на плите такова, что сносит здоровые булыжники, брошенные нами сверху. После плиты каякера ждет бочка стоппер, оценить ее глубину и мощь можно только, побывав в ней. Вчерашняя «Жопа» раздвинула горизонты моего страха я стартую первым, на заходе немножечко спотыкаюсь о бочку, но справляюсь с ней и, немного разогнавшись, прыгаю в водопад. Все происходит быстро и удачно, водопад оказался не таким уж страшным. Бочка на выходе оказалась не очень жесткой, падение на камни никак не отразилось на моем самочувствии, и вот я уже встаю на фотосъемку за водопадом. Следующим водопад проходит Серега, затем Руслан у них тоже получается без проблем. У Руслана получился практически полный вылет из слива, что тут же зафиксировали фото и видеокамеры. Дальше прыгал Андрюха Сосонкин и все пошло не так хорошо, у него что-то случилось еще наверху, пришлось покинуть судно за пару метров до водопада. Падать в него без лодки — это точно травма, и, проявляя чудеса ловкости, Андрюха прилипает к отвесной стене в пуле над водопадом. Снимающим снизу Андрюха не виден, видна лишь падающая лодка да весло. Леха Шишков ловит Андрея на морковку, мы спасаем снарягу. Все обошлось.

Впереди Лос Трилос – три водопада 6,10,16 метров соответственно, по левому берегу оборудованы смотровые площадки, что значительно облегчило нам просмотр препятствий. Первые два водопада сдвоены. Шестиметровый падает в узкую щель с уже полюбившемся нам котлом, далее 6 метров текухи и все обрывается 10 метровым водопадом-горкой в большой бассейн. Третий водопад вытекает из этого бассейна в окруженную камнями чашку, но вроде бы достаточно глубокую. Весь этот сад воды и камней утопает в бурной, зеленой растительности.

Просмотр, организация страховки и съемки занимает несколько часов, решено что Леха прыгает сначала второй водопад–горку и встает на страховку и съемку, а мы с Серегой прыгаем оба водопада. Руслан страхует нас в «пуле» ниже первого водопада, и после нашего прохождения должен прыгнуть самостоятельно. Первый водопад таил несколько сюрпризов, во всяком случае, для меня, после прыжка я подумал, что кильнулся, так глубоко удалось занырнуть в котел под водопадом. Но самым неожиданным оказался финиш во втором водопаде, зашел я в него идеально, вовремя сложился, но удар о воду настолько впечатлил мой организм, что шея болела потом несколько дней, а головная боль преследовала меня до самого вечера. Я думаю что это объясняется тем ,что водопад падает не вертикально, а имеет форму очень крутой горки, тем самым образуя под собой не мягкую подушку, а бочку «стоппер». Хочется упомянуть славное прохождение этого водопада Русланом. По какой то невероятной случайности он кильнулся на самом заходе и со стуком, и скрежетом, полетел вниз головой в водопад. Среди снимающее-страхующей братии пронеслось дружное – «Пи….Ц !!». К счастью через пару секунд тело подало признаки жизни, самостоятельно встало на ровный киль и нарекло себя-«Железным очком». Эхо Пи…Ц! , Пи…Ц! еще долго звучало в горах.

Третий водопад решили просмотреть снизу, дабы убедиться в отсутствии камней в чашке под водопадом. Была найдена тропа обноса- просмотра, но как следует по….ть нам не дали дикие осы, с радостью вылетевшие из своих гнезд. А так как мы люди по своей сути пугливые, мы бросились « мочить» водопад. В этом деле мы изрядно преуспели, первым прыгнул я, затем Серега, закрывал программу Алексей. Руслан тоже рвался в бой, но общим решением было постановлено приберечь «Железное очко» для следующих подвигов.Этот день стал самым интересным в нашем путешествии. Вечером было решено отметить наши успехи. Вечер удался на славу, мы приготовили вкусную еду, разлили «песку» и стали делиться впечатлениями, Руслан приготовил растительный десерт…..

Когда стемнело, мы выгнали скот из лощин , по дороге нам встретились два старых чилийских разбойника – Пупа и Лупа, но мы не оробели и Лупа получил за Пупу, а Пупа за Лупу. …… Кажется, Серега надругался над ними веслом……Кажется жестко……,а еще с ними была Наташа Ростова и ее первый бал, Леха долго поднимал ее с пола, а Андрюха что то бормотал про мокрый кафель в ванной…..

Утро…!

Био-Био – больше наверное нет…….

После прохождения нижнего Пальгуина нам встретились два американских каякера, которые несмотря на очевидное сельское происхождение, неплохо говорили по- английски. Они сказали, что ниже по реке уже почти ничего нет, кроме нескольких сифонов, в одном из которых убрался их именитый соотечественник. Они рекомендовали нам посетить речку Фуя, которая находилась в другом регионе Чили. При этом один из них постоянно сравнивал ее с Диснейлендом. Вообще ребята пообещали нам рассказать про другие чилийские реки, починить потрепанную лодку Руса, но видимо расспросы Руслана о рецептах приготовления чилийских растительных десертов повергли их в шок, так что они прыгнули в свою машину и умчались в неизвестном направлении. О Фуе рассказывал нам наш хороший друг Олег Головкин, который несколькими годами раньше плавал по этой реке с друзьями-катамаранщиками.

В регионе реки Фуя воды оказалось немного, речка здорово поизмывалась над нами и нашими лодками. Правда в водопадах воды все-таки хватило и кое что удалось наснимать.

На следующий день двигаемся в район реки Био-Био, по описанию это биг-вольюм, что означает большая вода, после безводной Фуи – это для нас Рай. Путь на реку оказался непростым, описание реки и начала сплава не соответствовало реальному положению вещей. Вместо реки вся долина превратилась в искусственное озеро, на котором построили несколько электростанций, чье строительство наглухо похоронило привлекательность этого региона для каякеров и просто туристов. Отколесив вдоль «реки» сотню километров в поисках нормальной воды, мы распрощались с идеей сплава в этот день и направили свой авто в сторону Национального парка « Сиете тазас» (Семь унитазов).

Прибыли на реку ближе к вечеру, осмотрели реку, обнаружили уютный кемпинг. Воды в реке достаточно для фанового сплава, река протекает в высоком каньоне и представляет собой с десяток водопадов от 2 до 30 метров, очень красиво.

Сплав переносим на завтра, а сегодня решаем немного посидеть перед сном, гостеприимный хозяин кормит нас вкусным ужином и приносит гитару, предлагает попеть. Вот и посидели немного, появляются бутылки и начинается пати. Через несколько часов, хозяин понимает, что совершил ошибку, принеся гитару, прочие посетители кемпинга попрятались по своим домикам. Русские раздухарились и их не унять.

Утро туманно, но надо на воду, кое как собираемся, грузимся в бас и едем к месту начала сплава. День подарил нам классную съемку и тяжелое похмелье которое правда выбили из голов многочисленные водопады.

Выбираться с реки пришлось из каньона по морковкам в присутствии десятка местных жителей, которые наверное не видели никогда Русских и тем более каякеров.

FIVE RED HOT CHILY PAPERS. Чили

На обратном пути были приключения с колесами и до цивилизации добрались к вечеру.

Оставалось последние два дня, а жажда посплавляться не отпускала, долго изучали карту и наше внимание приковал регион реки Маули, которая вытекала из озера на территории Аргентины на высоте около 2000 метров над уровнем моря и впадала в озеро внизу. Решаем, не теряя времени, ехать туда, чиним колесо и в путь…..

Маули – Родина циклопов.

По началу дорога на Маули и сама река не внушала нам ничего хорошего. Вместо реки вдоль дороги тянулась булыжная мостовая, по которой лениво ползали экскаваторы и куда то грузили камень. То там, то тут попадались бетонные акведуки, полные воды, которые уходили куда-то в горы, наверное, в приемники электростанций. Дороги не было не конца и края и уже в сумерках мы уткнулись в большой шлагбаум ,который напоминал контрольно пропускной пункт на границе, рядом располагался полицейский участок. Стражи порядка вышли к нам и объяснили нам, что двигаться дальше сегодня мы не сможем. На наши расспросы о реке они многозначительно показывали большие пальцы, что сигнализировало о том что вода в реке есть, кроме того в их речи проскакивали слова – «Сальтос», что означало наличие так нам полюбившихся водопадов.

Как только расцвело, преодолев некоторые формальности (у нас отобрали паспорта), мы тронулись дальше по безлюдной дороге, внизу теперь текла настоящая река. Правда, рельеф не предвещал наличия водопадов, уж больно широкая долина. Подъем в горы занял около часа. Высота около 1500-2000 метров, очень холодно. По долине дует сильный ветер. С дороги мы увидели столбы водяной пыли, поднимающиеся в воздух – это каскад из трех водопадов. Бросаем машину и отправляемся к реке, до водопадов около 400 метров, видны следы пребывания людей, видимо это местная достопримечательность. Подходим к обрыву каньона, высота стенок метров 60,и тянется он на несколько километров, картина завораживает своим величием. Центр экспозиции- это водопад высотой около 30 метров, бассейн под ним весь бурлит от стены до стены, высота «гриба» около 1.5 метра.

Из этого бассейна начинается шивера с валами и бочками, метров через 400 еще один водопад, который нам удалось увидеть только с дороги, по высоте он видимо превосходит 30 метров. Началом каскада является многоводная широкая горка метров 25 длинной, вода на горке мощная и сложная, после нее небольшой быстроток ,а затем ранее описанный водопад.

FIVE RED HOT CHILY PAPERS. Чили

Даже если решиться пройти этот каскад препятствий, на просмотр, страховку, съемку ушел бы целый день .временем мы как раз и не располагаем ,ведь завтра нам надо уже быть в Сантьяго. Поэтому решаем заехать повыше, найти интересный кусок реки и по сплавляться на нем. Дорога по которой мы двигаемся в нескольких сотнях метров от реки ,что затрудняет просмотр. Решаем стартовать сразу из верхнего озера, вроде можно плыть,но просмотреть участок дальше с дороги не удалось и у меня появляются какие то тревожные мысли. Уговариваю ребят проехать подальше и сбегать поближе к реке, заезжаем за поворот и находим место с которого можно увидеть максимально больше. Иду к реке один. Да чутье меня не подвело на повороте река течет длинным прорывом метров так 300 сплошных бочек и сливов, попадаются жуткие сифоны, до основного прорыва сложные пороги практически без уловов. ниже по течению еще один прорыв – аналогичной длины и мощности. Пришлось пригласить всю команду. Решаем не плыть эту жуть, а стартовать ниже второго прорыва. Жуткая холодища. Загидриваемся и спускаемся к речке по крутому склону. Нас трое. Остальные снимают и перегоняют автобус. Как только мы отчалили от берега стала понятна мощь реки ,ледяной ветер не прибавлял фану. Колбасило не по детски, расслабляться нельзя не на секунду. За двадцать минут такого сплава я пару раз повисал в бочках, один раз приклеился к Лехе и так мы метров 10 гребли в режиме катамарана, Серега снимал камерой прикрепленной к лодке, направленной на себя. Кильнувшись в каком-то улове, он подарил Миру чудесные кадры эскимосского поворота снятые из-под воды. Когда мы спросили его, зачем он килялся, он ответил, что специально снимал наглядное пособие для своих учеников. Далее была горка высотой метров так четырех со сложной линией движения и заходом, зато с очень приветливым финишем в котле под горкой. Первым решился прыгать Алексей, чем наглухо закрепил за собой звание безбашенного каякера. Прохождение Леши напоминало бег с барьерами для карликов, ноги которых не могли перепрыгнуть барьеры. Не добравшись до горки, Алексей славно подубрался и уже в нее полетел головой вниз, после чего через несколько секунд покинул гостеприимный котел и остановился на необитаемом острове напротив.

Остальным удалось через десять минут вытащить лодку и весло, обнеся свои лодки за горку, на этом спортивная часть экспедиции закончилась, впереди нас ждал Сантьяго и заснеженная Москва.

P.S.

FIVE RED HOT CHILY PAPERS. Чили

То что происходило в Сантьяго на следующий день не поддается пониманию многоуважаемого спортивного читателя и выходит за всякие рамки, а потому не может быть описано в этой статье и опубликовано на сайте клуба.

Для продолжения путешествий нашей команде требуются карты расположения кладов, просьба отправлять их по факсу клуба «Три Стихии».