Лофотенские острова. Обратная сторона полуночи.

Эта история началась на самом деле задолго до начала тура и как обычно «никто никуда не собирался», да и сиякер из меня слабоуважительный. Многие сочувствующие помнят, что в этом году скандинавские туры получились плотные и следовали один за другим. Швеция, Лофотены, Норвегия. Первый и последний пропустить не было никакой мОчи, а вот Лофотены были под легким туманом сомнения, но очень уж не хотелось ехать в Москву для того, чтобы спустя 5 дней снова ехать обратно. Мелькали мысли «погонять автобус, побомжевать, покататься по окрестностям» (ненужное зачеркнуть). Зачеркнулось вообще все и в итоге, я на Лофотенах, о чем нисколько не жалею.

Ну что, рассказать вам историю про то, что сиякинг – это страшно? Про то что сиякинг – это страшно красиво? Про огромный, великанский сиякинг? Про полуночную радугу и обратную сторону Лофотенов? Про мародерский сиякинг? Ну и про рыбака и рыбку тоже могу.

Как писала выше, Швеция-Лофотены оказались тесно между собою переплетены и мне даже сложно понять, с чего начинать рассказ, где кончается одно путешествие и начинается другое… Сложнейшая логистика, начиная от закупки пропитания сразу на три тура (попробуй в итоге вспомни, в какую машину запихнула тушенку и почему майонеза осталось на три пачки больше), заканчивая сбором себя и своего хоровода, некоторых аж на месяц автонома. Какие задачи по логистике и доставке людей туда-сюда пришлось решать Главному рыбаку даже боюсь представить.

Тем не менее…

Швеция, окончание.

Откатались продуктивно, про это, я думаю, найдется кому написать в красках и впечатлениях. Разъезжались порционно. Накануне вечером проводили автобус Майкла, слезные прощания, обнимашки, целовашки и вот нас уже заметно меньше, но все также шумно: Шишковы в полном составе, Крутины в нем же и Андрюха Студилин, удачно разбавляющий всю эту котовасию. Хоть мы и впихнули в Майкла все что смогли, но вещей меньше не стало. Шишкарус забит под завязку, а у нас еще остается рафт, который мы решили досушить в ожидании Лофотенцев и всевозможный скарб в ассортименте. Радовало, что Лофотенцы к нам ехали в количестве двух штук и автобус должен быть свободен.

/Вот когда я так пишу, надо мысленно каждый раз добавлять «хы-хы». Займитесь./

В общем тихий вечерок под автобусом. Ребята во главе с Майклом похоже увезли с собой курортную погоду. К ночи пошел дождь. Семейства мы проводили рано утром, часиков в 8. Стало совсем тихо. А дождь все так же шел и шел и шел…

Далее стали выясняться любопытные вещи. Например, что вместе с автобусом от нас уехала половина лофотенской жрачки, заботливо припрятанной в холодильнике (ага, логистика на три тура, привет!), уехала зарядка для ноута, уехал чехол от рафта, который сушился под шведским обложным дождиком. Пока я решала адский квест по возвращению еды на положенное ей место, народ мирно сопел под непрекращающийся дождь аж до трех часов дня. После чего квест внезапно удачно решился, погода разгулялась, пиво запилось и вообще жизнь снова стала приобретать привычное расслабленное состояние.

До приезда ребят мы успели поесть, поспать, еще поесть, сбегать в освежающую трехчасовую пешечку, собрать грибов, опять поспать и только мы приступили к готовке, они и приехали. Все были чрезвычайно рады, но вот в автобус ничего не вмещалось катастрофически. Кое как все распихав мы двинулись в сторону Лофотенов. Путь по нашим прикидкам предстоял порядка 500 км, но по дороге нам еще надо было найти доброго доктора, чтобы он посмотрел, что делать с ушком одного нашего дорогого товарища. В Нарвик (Норвегия) мы прибыли к утру воскресенья, нашли врача, но как водится в этой чудной стране «вот вам рецепт, но вы ничего не купите по нему, потому что в воскресенье аптеки закрыты». Попутно выясняется, что ехать нам еще около 350 км до собственно острова, вокруг которого мы планируем плавать. Серпантин, красоты. Бесконечная дорога.

В итоге выработался рабочий план, по которому мы приезжаем на остров, отпускаем часть группы в свободное плавание, а сами ждем открытия аптек и присоединяемся к друзьям в понедельник.

/«хы-хы»./

День первый.
Сиякинг визуальный.

Приехали на место как водится, сильно после обеда. Погода без изменений – поливает как из ведра, в общем все как мы любим. Группа, которая должна по плану гидриться и валить к месту ночевки, заметно приуныла. После недолгих раздумий, было решено, что разведка – наше все ))) По дороге нашли почти закрывающийся музей викингов и немедленно приобщились к истории.

Далее поехали колесить по острову, запланировали посещение городишка А (в моей раскладке нет такой буквы, должно быть А с точками). Произносится, по нашим прикидкам, как-то вроде [эээёёёёооо], а может просто «О». Сразу родилась история происхождения названия города: сидят норвежские рыбаки за рюмкой чая, почесывают репку и думают как город назвать «ээээээ»…. О! А! Прекрасно!

Можно с уверенностью сказать, что на Лофотенских островах очень много сиякеров. Очень! Каждая третья машина имеет привязанный к крыше сияк или даже парочку. Но на воде мы не увидели ни одной лодочки (забегая вперед, скажу, что и в последствии их было не густо). Похоже, что тут преобладает сиякинг визуальный.

Путешествующим на заметку: на заселенной стороне острова вообще негде жить, если вы не забронировали себе жилье заранее. Мы по понятным причинам им не озаботились, в итоге исколесив туда-обратно весь остров, мы встали все вместе на какой-то сомнительной парковке прямо на обочине дороги.

День второй.
Понедельник.

Собственно, этим все сказано. Аптеку мы не нашли, точнее не нашли нужного лекарства в той каморке, которую они называют аптекой. На поиски каморки мы потратили пол дня, еще примерно столько же на выбор точки старта. В общем день прошел без особенностей ))))

На населенной части острова не только негде ночевать, но и негде стартовать – либо отвесные берега, либо приват, с неприветливыми Лофотенцами. Мы всего-то хотели собрать свою скромную компанию из 5 человек. Это же так быстро, а главное компактно.

С горем пополам нашли точку старта. Спасибо белым ночам, стартовали засветло. К слову, впоследствии рекорд выхода у нас был 15 часов дня. В общем все очень привычно и комфортно ))

За этот день обплыли половину заселенного острова, поплавали по городкам и заливчикам, и, как и собирались, ушли в узкий пролив, который надлежало проходить только во время прилива, чтобы не грести против течения. Очень интересно кстати, обычный пролив между островами четыре раза в сутки превращается в прилично текущую реку, то в одном, то в другом направлении.

День третий.
Сиякинг мародерский.

Место нашей ночевки мы заприметили еще издали: белый песчаный пляж, оголенный отливом, и невзрачный заброшенный домик неподалеку. Была даже мысль заночевать в нем, но при ближайшем рассмотрении для жилья он оказался непригоден. Домик, который некогда был пристанищем для рыбаков был немедленно разграблен нашими сиякерами-оформителями.

Чего там только не было: начиная от сушеных рыбьих голов (визитная карточка Лофотенов), заканчивая старинными коваными гвоздями, сетями, поплавками, блоками, утюгами (зачем рыбакам утюг?) и веревками. Набралось барахла на приличную герму, большой мусорный пакет и сверху все это было придавлено огромным деревянным веслом. Встал острейший вопрос о хранении и транспортировке всех этих сокровищ. Благо, мы находились в узком проливе, как раз напротив дороги, по которой должны были возвращаться назад. На противоположном берегу мы и закопали свой клад.

Сиякинг страшный.

Погода начала налаживаться. Если до этого дня дождь так и шел, то сегодня иногда проглядывало солнышко и местечко стало слегка походить на курорт. Мы довольно бойко проплыли место нашего первоначально предполагаемого старта и стали двигаться к океану.

Тут небольшое лирическое отступление. Изначально планировалось, что мы стартуем где-то тут, на северной оконечности острова. Но погода и ветер внесли свои коррективы и стартанули мы раньше. Мы постарались рассчитать все так, чтобы ветер нам по возможности хотя бы не мешал. В общем-то практически так и вышло. По прогнозам на завтра все вообще должно было успокоиться и небо расчиститься. А пока мы двигались к открытому океану…

Пока мы огибали мыс, ветер довольно настойчиво дул нам в моськи, и волна заметно увеличилась в размерах. Капитан Палтус взывал к нашему разуму и пытался загнать нас в ближайшую бухту, якобы пожрать… О каком таком разуме в нашем случае может идти речь? Мы, окрыленные свежим ветром и новыми аттракционами решительно отказывались. Сначала было весело. Волны ОЧЕНЬ высокие и длинные. То есть ты карабкаешься, карабкаешься на нее, а потом ухаешь вниз. За соседней волной не видно товарищей. А при переваливании гребня Northstar делает буф.

Буф в исполнении сияка-двойки

Феллини увлеченно снимает, ребята отрабатывают свечку на двойке. Веселуха. И тут мы заваливаемся за мыс… Ветер становится сильнее и порывистей, волны выше и кажется, что набегают сразу с трех сторон. Но все равно весело, пока мы не решили убрать айпед, чтобы тот не смыло ближайшей волной. Синхронно бросаем грести, нас тут же разворачивает боком к ветру, и я чувствую, как ветер буквально отнимает у меня весло, попутно пытаясь опрокинуть лодку. Черт, а я думала, что сплавляться – это страшно…

Ситуация так себе. Берег – скалы, к тому же ветер в лицо/к берегу, поэтому чалиться тут – способ гарантированного самоубийства. Но впереди бухта и даже видно песчаный пляж. Кажется, что до него рукой подать, но тут начинает работать Лофотенская превосходная степень: если пляж, то пляжище, гора, значит горища и все в таком духе. До пляжика оказалось 5 км по прямой, гребли мы к нему, против встречного ветра… долго. Идем галсами, чтобы не становиться боком к ветру. Целимся в дальний край пляжа, так как там ветер меньше – спасает следующий мыс. Постоянно захлестывают волны, я, кажется, превращаюсь в воблу ))) Соль везде, во рту, разъедает глаза… Но таки догребаем.

Волны, которые издалека казались белыми барашками, по факту довольно высокие, а главное частые. Стоим, терпеливо ждем, считаем фазу волны. Волны накатываются на берег с определенным циклом: первая волна начинает, вторая и третья самые мощные, за четвертой надо начинать гнаться и дальше грести не останавливаясь, чтобы убежать от следующего цикла. Убежал – почти не промок, ошибся в расчетах – купаешься в прибое в обнимку с Нортстаром.

Дожидаемся четвертой, стартуем. Нас догоняет затухающая волна, длиннющий нортстар серфит, наполовину вывешиваясь с нее. Мне даже весло воткнуть некуда, гребу в воздухе ))) Волна начинает подталкивать «филейную» часть нашего судна, разворачивает его и вот мы уже едем вдоль берега. Ощущения, как будто ты сидишь в большой бочке. Дружно ложимся на волну, едем дальше на адской опоре, но я чувствую, что весло постепенно проваливается в пену. Я уже как раз успела смириться с неизбежным купанием, как вдруг Капитан Палтус нечеловеческим усилием ставит нас обратно, и мы выбрасываемся на берег. Фффух!

Вылезаем на высокий берег, осматриваемся и понимаем, что остальной команды не видно. Волосы на различных частях тела начинают пошевеливаться, богатое воображение рисует жуткие картины кораблекрушения. Но внезапно видим разноцветные лодочки на противоположном конце пляжа, там тени нет и волны вполне себе полноценные. Ребята так же потерялись и ошибочно приняли палатки на берегу за нас.

Две лодки перебираются к нам поближе и готовятся чалиться. Феллини вручает в мои дрожащие руки камеру, а сам идет встречать ребят. Все по схеме… считают, готовятся, вперед! Но что-то идет не так, Андрюху с Верой кладет довольно далеко от берега. Начинается отработка спас работ, четыре звезды, все дела. Лодку переворачивают, ребята взгромождаются обратно, отливаются… Все это на волнах размером даже не с автобус. Я дрожащими руками продолжаю снимать. Снимаю преимущественно небо ))) Далее Андрей Иванович решает, что катамаран зачалится вернее сияка. Ребята держатся, железный Андрей Иванович гребет, кажется, что вот-вот они будут на берегу. Но волны думают иначе ))) Почти под берегом ребят снова кладет, отделившегося Андрея Ивановича торпедой выкидывает на берег, а двойка, делится на множество запчастей и начинает вариться в набегающих волнах. Оператор, теряя сознание продолжает снимать.

В итоге все благополучно. Вылавливаем стафф, Веру-русалку с водорослями, вплетенными в косы, мокрые вещи. Но все счастливы… земля. Все. Мы на обратной стороне Лофотенов.

Лофотены пешеходные.

Пока народ сушится и приходит в себя, я замечаю, что по горе напротив ходят малюююююсенькие человечки. Адреналин бушует в крови и требует действий. В больной голове рождается идея пешки. Конечно, время всего 11 вечера, должны за пару часов успеть обернуться. Желающих – немного, но есть, и вот уже мы траверсим склон к соседнему пляжу вдвоем с Капитаном Палтусом. По закону жанра, набегает туча, полностью накрывая гору и поливая нас отличным ливнем. «Пока дойдем, как раз сдует» — такой девиз нашего сегодняшнего путешествия, ну не поворачивать же назад.

Взлет приличный, карабкаемся вверх по мокрым камням вдоль водопада. В первой трети подъема добираемся до облака и дальше идем уже в нем. На первом перевальчике похоже озеро. Размеры непонятны – все в густом тумане, на берегу еле-еле видны палатки. Идем вверх по тропе, на тропе следы велосипеда. Отчаянные люди.

Поднимаемся, как мы думаем почти на вершину – все в плотном тумане, вид отличный 🙂 Но кто удивляется? Ветрище, изморось, ползущие хлопья облаков и пейзаж как на Гримпенской трясине в «Собаке Баскервилей». Кстати вся гора действительно трясина, в ботинках вода, штаны грязные… сидим, прячемся за камнем от ветра, пьем заслуженное пиво, жрем Кавьяр и ржем сами над собой. Я тихо матерюсь на тучу и уговариваю ее сваливать по-хорошему.

В итоге валим мы, напоследок подхожу к краю… и… облако на минутку развеивается и открывает нам кусочек моря и горы. Восторг!!!

Окно возможностей

Ходко бежим вниз и тут… прямо под нами, в середине спуска, абсолютно четко вижу блюдце озера и палатки на нем. Взгляд назад – облако ушло, гора очистилась! Недолгие дебаты и мы бежим обратно, на вершину ))) Вершина оказалась не вершиной, но туда мы уже не полезли (Андрей Иванович нам в итоге пешку не зачел, придется пересдавать). Фото, панорамы… Отсюда видно нашу вчерашнюю стоянку на другой части острова! Виды потрясающие.

А велосипедисты похоже спали как раз в тех палатках на озере.

День четвертый.

Оказывается, стартовать примерно так же увлекательно, как чалиться. Благо никто не искупался, но хорошенько умылись точно. Погода наладилась, ветер стих, на небе ни облачка, но волна еще не до конца стихла.

Вчера почти сразу после нас приехали двое норвегов на сияках. В отличие от нас у них есть карты, зато у нас куча барахла. Норвежка спрашивает, точно ли мы все это привезли в своих лодках. У нас портеры, которые все притащили через перевал, но кто ж в таком признается?

В путешествии на сияке только самое неободимое

Норвежцы невольно перекраивают наши планы, рассказывая, что там, где мы планировали ночевать, стоянок нет. Рассказывают об очень опасном месте на юге острова – течения, острова, ветра, водовороты. Если не будет погоды, придется ждать. В итоге у нас сегодня короткий день, а вот завтра будет переход порядка 30 км.

Едем, расслабляемся, любуемся видами, а любоваться тут есть чем. Насколько мрачными и неприветливыми могут быть Лофотены в пасмурную погоду, настолько же они потрясающе красивые и величественные в солнце. Ласковое море кажется даже теплым, может сказывается влияние Гольфстрима, а может просто так кажется.

Поражаешься, насколько огромные горы, откуда они тут такие выросли? Закрытые неприступные бухты, ледники в горах, пещеры и гроты. Ну и расстояния… видимость на много километров, а кажется вот оно, рукой подать, плывешь, плывешь, а оно все увеличивается и увеличивается в размерах… Красота там действительно необыкновенная, но должно оооочень сильно повезти с погодой.

Быстро доплываем до стоянки, самим не верится. Волна стихла, но Андрюха при чалке все равно сначала избавляется от «балласта» и только потом чалится. Выглядело действительно именно так )) Их кладет, Вера отстреливается, Андрюха встает и спокойно чалится. Вера опять русалка 🙂

Пляж по лофотенской традиции исполинских размеров. И выглядит так, как будто его заливает приливом. К нам подходят шведы, они живут вот в тех цветных пятнышках в конце пляжа, это оказывается палатки. Болтаем о том о сем, заодно спрашиваем, не заливает ли пляж приливом. Шведы улыбаются, говорят нет, но советуют спать в жилетах )))

День пятый.
Раскопки.

Сегодня длинный день, поэтому берем себя в руки, ранний подъем, быстрые сборы. Выплываем в 15 часов… это новый рекорд!

В общем-то сегодня все тоже самое, что и вчера – виды, пещеры, волны. Только расстояние почти в три раза больше вчерашнего. Для себя намечаю вооооон тот дальний мыс в дымке. Обогнем и можно думать об обеде.

Опять забываю о Лофотенском превосходстве ))) Вооон тот мыс, оказывается дальним Лофотенским островом. Нам к нему при всем желании не надо. В итоге, когда уже слегка хочется кушать, до окончания сегодняшнего дня всего 5 км. Догребли и не заметили.

Останавливаемся на диком пляже, похоже к нему нет спусков через перевал. По берегу «дары моря», бродим собираем призы – каска с какого-то корабля, буйки от сетей… На песке видим почти смытые прибоем следы росомахи. Такая не слишком крупная зверюга, но мы уже ощущаем себя дикарями. Алексей Анатольевич нюхтит по следам и возвращается с добычей: кусок китовьего позвоночника! Немедленно снаряжается экспедиция на разграбление захоронения)))) Так и есть, лежит такой себе скелетик на камушках, кое где даже есть остатки мяса. Страшно интересно, что же за зверюга была такая. Жаль, голову не нашли, а то была бы драка. Народ в эйфории, фоткаемся, растаскиваем на запчасти останки несчастного животного.

Двигаемся дальше, теперь уже не торопимся, ищем мидии, рассматриваем ламинарии (они такие жесткие!).

Чалимся в уютной бухте. Красота, ветра нет, неспешный прилив.

Девочки разбивают лагерь, а Капитан Палтус отправляется на рыбалку, на прощание велев ставить воду у точить ножи. Часть команды полна скептицизма, но на ужин у нас действительно рыба! Мы всю поездку только и делали, что мечтали, говорили, представляли рыбу и вот! Алексей Анатольевич действительно рыбак. Три рыбины, такого себе совсем не речного размера. Головастые такие! Вот это праздник!

Северо-ледовито-океанский улов в исполнении Алексея Анатольевича

Немедленно идут шутки про то, что рыба была не поймана, а ее выменяли у рыбаков за пачку ирисок или чего там еще любят норвежские рыбаки. Но тем не менее! У нас жареная рыба и уха. Красота!

Чуть позже, вечером решаем повторить улов. Я-то не верю, что рыба ловится )) Рыба действительно по ночам не ловится – наверное занята другими делами. Наутро, кстати, действительно поймали еще рыбку – скумбрию, но моими стараниями и кривыми ручонками, счастливая рыбина отправилась домой )))

Пока сидим, прилив подбирается к лагерю. Тур движется к завершению, а я все никак не привыкну к этому. Только что мы таскали вещи метров с 20, а теперь лодки лежат практически у нас на столе.

День шестой.
Мальстрём.

Загадочный водоворот, описанный в «20 тысяч лье под водой», опасное место, которым пугали нас норвежцы и из-за которого мы тут. Для интересующихся, добро пожаловать в википедию

Задача на сегодня не завариться в водовороте и догрести до автобуса. Сложность сегодняшнего участка в непредсказуемых течениях, которые становятся вдвойне опасными при ветре и волне. Сегодня относительно спокойно, и мы в расслабленном темпе гребем к автобусу. На улице настоящая жара. Только самые отважные влезли в сухие куртки, я гребу в термухе и мне жарко, Андрюха в футболке – курорт.

Догребаем до мыса и упираемся в реку, которая течет нам навстречу. Ого! Перегребаем и прячемся в «улово», за следующим мысом опять течение и довольно не кислое. Правее, в море, видны буруны, валы и море как будто кипит и слышен довольно сильный шум. Это река в море, поразительное зрелище. Все еще плаваем по уловам, добираемся до А(О), а от него уже и до автобуса рукой подать.

Погода тем самым стремительно меняется, и мы возвращаемся к тому, с чего начали. Разве что дождя нет, зато мимо нас, с горы в море нескончаемым потоком «течет» облако. Офигеть.

Тур закончен, подбираем зарытый клад и вперед, к новым свершениям!

Эпилог. Лофотенские острова – удивительное место. Оно может производить совершенно разное впечатление от гнетущего и сумрачного во время дождя, до восторженного, стоит выглянуть солнцу. В любую погоду это величественное и суровое место. Место, до которого сложно добраться, но оно того стоит. Если вам где-то в моем рассказе показалось, что все слишком мрачно и жутко – вам показалось. Просто морской каякинг внезапно открылся мне с новой стороны. Во время тура высказывались мнения, что Лофотены – это сиякинг для суровых мальчиков. Возможно, но я бы повторила не задумываясь. В любую погоду. )))