Сикаякинг 2007

Иногда один день, проведенный в других местах,
дает больше, чем десять лет жизни дома.

А. Франс

Поездка в Норвегию была запланирована еще в начале года, летом были открыты курсы для начинающих по сикаякам.

Сикаякинг 2007 (Норвегия)

Упорные тренировки на Москва-реке по гребле и эскимоскому перевороту предполагали серьезное путешествие для настоящих первооткрывателей.
В конце августа, а именно с 16 по 3 сентября состоялось первое путешествие на морских каяках по фьордам северной Норвегии. Поездка имела название «проба пера», поэтому главным планом было – Никакого плана.

Финляндия

Так как один из членов нашего путешествия имел непосредственное отношение к замечательной забаве под названием кануполо (Леха Шишков), первым этапом нашего трипа, было посещение чемпионата Финляндии по кануполо, проводившегося в городе Лохья…или Лохи. Ну вообще не важно, погода стояла отличная, мы ели пиццу, кебаб, катались на роликах,  немного плавали на сияках ну и конечно же болели за наших.
Интересным для посещения объектом в Лохье, расположенной к западу от Хельсинки, является Тютюри — Музей по истории добычи извести, находящийся на глубине 110 м от поверхности земли.
19 августа, в воскресенье, после победы наших атлетов в чампе (за что им кстати респект! Молодцы!!! ), мы наконец то отправились в долгожданное путешествие по Швеции и Норвегии.

Сикаякинг 2007 (Норвегия)

Не успели мы выехать, позвонил Саша Шалин и сообщил, что он со своей дочкой и женой не сможет участвовать с нами в трипе, так как возникли проблемы с получением визы…очень жаль (а присоединиться он должен был к нам в понедельник, на своей машине).
Итак, первое место для путешествия на сияках был выбран Ботнический залив, неподалеку от города Васа (Vaasa).

«Залив в северной части Балтийского моря, расположенный между западным побережьем Финляндиии, восточным побережьем Швеции и Аландскими островами.»

«Город Вааса, имеющий более 60 тыс. жителей, расположен у самого узкого места Ботнического залива. Васа – город Финляндии, имевший российский герб. В Российской империи до 1855 года город именовался Ваза или Новая Ваза («старая» Ваза была полностью уничтожена пожаром в начале XIX века), затем был переименован в Николайстад (Николайн-Каупануки). В 1917 году возвращено историческое имя «Васа». На гербе Васы в красном щите изображение серебряной вазы (герб королевской династии Ваза).»

Прекрасное место, солнечная погода. Ощущаешь себя настоящим первооткрывателем-мореходом, соленый ветер, чайки, бескрайнее синее море, Здорово!!! Заплыли в одну из бухт островка с рыбацкими домиками, тишина и спокойствие… Перекинулись парой фраз с местным рыбаком, он правда, немного прифигел, узнав, что мы из России и тем более из Москвы! Немного отдохнув, мы двинулись дальше – на ночевку на один из островов. Ну а далее все как всегда, вкусная еда, прекрасная выпивка (текила с Табаско), песни у костра…

, все как в настоящем походе…Запомнился красивый закат на море…

А потом наступило утро. Позавтракав, быстренько свернули лагерь, попрыгали в лодки и поплыли дальше. Ветра не было, светило солнце, на море был штиль, только наши голоса, да всплеск весел на воде…НЕРЕАЛЬНЫЙ ПРИХОД!

Да… Сиякинг… В этом что-то есть… Совсем другое, новое ощущение… Это уже не бурный поток, это кристально чистая, необычайно спокойная и прозрачная вода…

Когда до финиша осталось примерно один км., в нас вдруг проснулись спортсмены — решили погоняться я и Леха со Светкой в двойке. На финише я уступил им корпус лодки, мышцы забились, заныли сразу…хорошооо.

Дальше наш путь лежал в Швецию. Настроение было веселое и радостное…Звонок на мой телефон… «Але, привет Оль!.. Миш, во время сплава на Кавказе, погиб Андрюха Трявяныч!…» УЖАС как же так! Было решено остаться на ночлег. Нашли стоянку на берегу моря, помянули Андрюху, долго вспоминали разные истории с ним. Утром Леха со Светкой решили лететь в Москву, проводить Травяныча в последний путь.

Обнаружилась одна из первых проблем — у прицепа полетел подшипник со ступицей, короче чуть не отвалилось колесо, доковыляли до сервиса, где нам сообщили, что все сделают, но через неделю, так как деталь надо заказывать. Ну, через неделю, так через неделю. Другого выбора не оставалось как оставить прицеп в сервисе, покидать необходимое количество лодок на крышу автобуса и двигаться дальше.

А после отвезли Леху со Светкой в ближайший городок где есть железнодорожное сообщение, попрощались и поехали дальше. Теперь нас осталось еще меньше (я, Машка, Илюха и Леха Новиков). Водитель я был единственный, а потому время передвижения сократилось вдвое, немного нарушая наши планы.

Швеция

Переночевав в Швеции мы двинулись дальше, заодно решив посетить один из портовых городков который назывался Люлео.
В 120 км от Люлео находится восьмое чудо света — Стораорсен: нечто среднее между водопадом и порогами. Перепад высот водного потока оставляет 400 м, ширина — 200 м, длина — около 1 км. В окрестностях Люлео расположен и знаменитый церковный город-музей Гаммельштадт, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь сохранилась в неприкосновенности церквушка, построенная в 1469 г., а сам город — нежилой. Пустые аккуратные домики ждут тех, кто приезжает на церковную службу. Работают лишь кафе да сувенирные лавки. Здесь же расположен Музей деревянного зодчества. К достопримечательностям Гаммельштадта можно отнести и очень странное старинное устройство для проверки обоснованности измены жены мужу.

Сикаякинг 2007 (Норвегия)

Больше всего в городе мне запомнился католический собор, в котором было два органа, большой и маленький.  На большом, как раз, играл музыкант….ЭТО ЧТО ТО ! Дух захватывает. Был пустой зал, мы просидели там минут 15, надо было ехать дальше, но я бы просидел там и полдня, наверное, слушая прекрасное…Здорово!

Дальше по плану стояло поездка на Шведскую речку Трольфорсарна, но, так как фристальные лодки остались в Финке, блин, мы поехали туда просто подраконить на нее, да и крюк получался небольшой.
Речка позиционировалась как стип крикинг наверху, и биг вольюм с отличными плейспотами внизу. Добравшись до речки, посмотрели…ну Лосево и Лосево. Нашли афишу, о том, что в середине июля проходили соревнования по фристайлу и экстремальному сплаву, а сейчас, наверное, не сезон…

Подраконив на речку, решили прямиком ехать в Норвегию и наконец таки плавать по долгожданным фьордам. Шведская дорога запомнилась большим количеством северных оленей, которые выходили на дорогу. Те которые постарше с рогами побольше, лениво сходили с дороги и шли в лес,

попутно жуя травку, а которые помладше, с рогами поменьше, начинали бежать перед автобусом смешно раскидывая лапами в разные стороны.  Вот так и плетешься за ним со скоростью 5 км. в час.

Норвегия

Пейзаж постепенно менялся, переходя от финского к норвежскому.

Вечером мы пересекли границу. Уже в темноте проехали по туманному серпантину, ничего не видно, явно высоко и наверное очень красиво.. Нашли кемпинг с удобствами и устроились на ночлег.
Да, кстати, я не упомянул о том, что в субботу днем, в город Фауске должны прибыть на поезде наши друзья: Серега Павлов, Леха Маштаков, Алик Ходаков, мы их подбираем и дальше путешествуем вместе. Ну, раз Фауске, а сегодня среда, значит наше передвижение до встречи с ребятами должно проходить в окрестностях этого замечательного городка.

На утро, глянув карту, выбрали на наш взгляд привлекательный фьорд, неподалеку от города Бодо.

Бодо – административный центр региона Nordland, насчитывает 40000 жителей и является вторым по величине городом Северной Норвегии. Данный район расположен на побережье Атлантического океана в окружении величественных гор. На живописных островах расположены маленькие рыбацкие поселки, где проживают 30% населения региона Nordland. Высоко в небе парят стаи горных орлов, численность которых рекордная в Норвегии, поэтому Бодо получил звание «город орлов».

Забегая вперед, скажу, что погода, с въездом в Норвегию кардинально поменялась, и была примерно одинакова весь оставшийся трип – холод, ветер, дождь и пасмурно…настоящий сиякинг, хотя иногда, небесная канцелярия поощряла нас некими бонусами в виде солнышка и красивой радуги.

Первой от нашей затеи с двухдневным походом откололась Машка сказав, что здоровье важнее, и вообще она больше любит трекинг. Трекинг значит трекинг, а мы, переодевшись в сплавное, отправились в путь.

Дул сильный ветер, причем в лицо, вырывая из рук весло, а сверху иногда поливало дождиком, отличный набор! Но все это ничто по сравнению с красивыми северными пейзажами и хмурая погода только добавляла колорита Северной Норвегии.
В какой-то момент в двух метрах от нас из воды вынырнуло что то имеющее плавник и достаточно широкую спину!?…акула!?…да неее вряд ли…для касатки слишком маловата да и не сезон…дельфин наверное… Больше подобного не встречали.
Около выхода в море нашли офигенное место для ночлега, на макушке небольшого холма.

Поставили палатки и тут выяснилось, что баллон не подходит для горелки (как впрочем обычно и бывает). Пришлось разжечь костер и приготовить ужин. Предусмотрительно оставив тлеющее палено для приготовления завтрака, легли спать. На утро, обнаружив палено не затухшим, — это под дождем то, — долго пытались все затушить (под ногами оказались торфяники).

После похода решили поехать в город Бодо, зайти в информэйшн и осведомиться о наличии достопримов, да и просто побродить по городу, ну там сувениринг всякий.

Выяснили, что туристический сезон закончился 15 августа, и многое чего уже закрыто. Ну и ладно, решили найти какой-нибудь кемпинг с красивым видом, заночевать, а потом встретить наше подкрепление в Фауске.

Леха, пообщавшись с нашим электронным другом GPS, нашел вроде бы не плохой дикий кемпинг. Решено. Едем. Как оказалось, действительно, очень неплохой, даже с удобствами. Кстати там проводились соревнования по ориентированию и мы приехали к закрытию…Пришла СМС, что ребята приедут только в понедельник утром!? Не было билетов…

Наутро, нас разбудил пьяный местный Норвежец, который подкатил к нам на своем митсубиси  паджеро.

Сикаякинг 2007 (Норвегия)

И гулом работы двигателя, пытался нас разбудить, при этом нажимая на педальку акселератора. Леха вышел из автобуса, и как истинный дипломат выпил с норвежцем пару пива, потом они покатались  на его машинке, после мы вместе позавтракали и двинулись в город Бодо. (нас посетила мысль, съездить на экскурсионных катерах, посмотреть воронку, радиусом 150 метров!? – Два самых больших морских водоворота Maelstrom (Moskstraumen) и Saltstraumen находятся в Норвегии у Лофонтенских островов. Первый из них – широко известный водоворот Маэльстрём расположен в 20 милях от города Бодё (Bodо), у оконечности острова Москенес (Moskenes), где раскинулся городок с логичным для этого места названием Hell (Ад). К водовороту организуются ежедневные туры на корабле. Второй – Saltstraumen – менее известен, но зато на него можно посмотреть с одноименного моста между островами Straumoya и Knapplundoya в 20 милях от Бодо по шоссе. Течение Saltstraumen — самый крупный водоворот в мире. Каждые 6 часов 400 миллионов м3 воды ускоряются до 20 км/ч, затрагивая территорию между фьордами – 150 км в ширину и 3 км в длину. Мощные воронки иногда достигают 10 м в диаметре и 4-5 м в глубину. Течение Saltstraumen известно своим богатством рыбой –это настоящий рай для рыбаков!) Но затея оказалась не очень бюджетной, так как сезон окончен, народу нет, а платить 4000 тыс. руб. с носа желания никакого.

Ладно, вернулись обратно в кемпинг, выяснили что есть трекинговые маршруты и решили тем самым разнообразить свой отдых. Махнули порядка 15 км. часть из них по горным болотам (хорошее сочетание не правда ли?) очень красиво! Опять же стада пасущихся оленей. Насобирали кучу грибов, при этом очень привередничали — брали только белые, вечером грибной суп и текила – Отлично!!!.

Встретив ребят, отправились в регион Лофонтенских островов. Дорога из г. Фауске в регион Лофотен, оказалась очень живописной: красивые горы, горные озера, расположенные на разных уровнях. Проезжая мимо одного из таких озер, мы увидели сидящего на дорожном отбойнике орлана, очень огромный, больше половины моего роста, язык не повернулся назвать его птицей – лошадь какая-то с крыльями. К сожалению, фото нет, долго ковырялись с фотоаппаратом.

До паромной переправы оставалось минут десять езды, когда из окна автобуса увидели очень красивый залив. Мысль о двухдневном маршруте была почему-то сразу отвергнута общественностью, а зря…решили сделать круговой маршрут примерно на 4 часа. Получилось очень неплохо, пейзаж а-ля Новая Зеландия,

в кое-то веки проглядывало солнышко! Здесь я понял, как обманчиво расстояние, гора, до которой на глаз, плыть 7-10 минут, я фигарил хорошо вкладываясь в каждый гребок минут тридцать! Дул ветер стояли неплохие волны, приятные ощущения, но все же хотелось волны побольше, метра 2, например.

На следующий день, на пароме

переправились в город Лодинген (1 час), где попытались найти информейшн, для изучения возможных вариантов маршрута. Нашли, но он не работал уже с 15 августа…не сезон. Ну и ладно, нашли по карте привлекательный фьорд (узкий, высокие горы), долго искали пути подъезда

Сикаякинг 2007 (Норвегия)

к нему, найдя платную дорогу, что то вроде около 30 крон, добрались до дикого кемпинга с кучей пустующих прицепов для путешествий. Место и вправду красивое…

На утро решили плыть. С погодой нам в этот раз повезло, светило солнышко, хмурые тучи расползлись, открывая взору прекрасные пейзажи. Горы, поросшие мхом, с белыми шапками снега, прозрачная вода изумрудного цвета…тишина…слышны только всплески воды от весел и шум ручьев сбегающих с гор, красотища!

Иногда обстоятельства мешают нам насладиться потрясающей красотой гор и изумрудной прозрачностью воды, наш прицеп в сервисе в Финке и его необходимо забрать оттуда до 4 вечера пятницы. В четверг, после покупки стандартного набора сувениров (подушки с лосями, рюмки, магнитики, шапки и всякого всякого..) мы отправились в путь. Дорога в этой части Швеции (севернее чем мы ехали в Норвегию) очень живописная, местами напоминает лунный пейзаж, горные реки, снежные вершины, хотя и не очень высокие. По дороге встретился загон с оленями и рядом уже разделанные туши, можно было прикупить свежей оленинки, рога, шкуру…, но народ как то сразу отказался от этой затеи, сказав что вообще «мы вегетарианцы»…

Забрав прицеп в финке, отвалив за работу определенную сумму, решили в заключительный раз насладиться прелестями прогулки по морским просторам. Сняли домик с камином и сауной на берегу Ботнического залива, быстренько отвязали лодки с крыши автобуса и втроем: я, Серега и Алик на одноместных лодках пошли плавать по волнам.

А на следующий день бодренько покатили в сторону родины.
Границу прошли быстро, уже в ночи. По дороге, подозрительно начала помигивать лампочка «!» и знак аккумулятора. Проехав пост ГАИ на выезде из Питера, накрылся генератор (срезало муфту и слетел ремень). Найдя ночлег в местечке Шушеры, на утро обнаружили еще и сломанный прицеп, который висел на одном болтике. Приключения только начинаются, подумали мы…Леха Новиков, Машка с Илюхой решили ехать на поезде что бы успеть на работу. Ну, а мы остались чинить бас, а точнее чинил его Алик – автослесарь в походе, но это уже совсем другая история… главное, что закончилась она, как всегда, удачно и часа в четыре утра мы были уже в Москве.

Приложение:
— маршрут № 1 (Ботнический залив)

Точка № 1;

Точка № 2;

Точка № 3;

Сикаякинг 2007 (Норвегия)

— маршрут № 2 (Бодо и окрестности)

Точка № 1;

Точка № 2;

Точка № 3;

— маршрут № 3 (Tysfyorden)

Точка № 1

— маршрут № 4 (регион Лофотен)

Участники экспедиции:
Леха Шишков и Света Павленко (молодожены)

Мишка Буров

Маша Заярная и Илья

Леха Новиков

Александр Ходаков (Алик)

Леха Маштаков

Серега Павлов

Автор – Михаил Буров, фото – все участники экспедиции.
Редактор – Оля Зима
P.S. Очень трудно описать словами то, что лучше бы один раз увидеть и услышать (это уже про орган).