Новая Зеландия, отчет Ильи Клочкова

Часть 1. «Северный остров»

Глава 1. «Генератор идей» или как Алексею Шишкову пришла идея поехать в Новую Зеландию.

«Друзья, так давайте же выпьем за «Генератор идей»,пусть он будет тверже алмаза, мощнее камаза и японской сборки.» Кавказский тост.

Как -то, давным-давно, в зимнюю московскую стужу, Алексей с друзьями возвращался из «Туриста» в бассейн СК «Измайлово», чтобы немного поколбаситься. Было очень холодно, и ему тогда пришла в голову мысль: «А здорово бы сейчас махнуть в Новую Зеландию, там ведь сейчас лето». Чуть позже, весною, Леха, тащивший свой каяк по заснеженной реке Полометь, подумал: «А в Новой Зеландии сейчас осень, водища, наверное, прет? Сейчас бы туда.» А уж совсем недавно к Алексею во сне явились «White Water Mama c папой», подарили ему книгу о Новой Зеландии, снабдили его телефонами новозеландских каякеров и указали на потенциальных спонсоров предстоящей поездки. Вот какие чудеса произошли с Алексеем. «Генератор идей» заработал на полную катушку, приближая своего хозяина к заветной цели.

Глава 2. Аэропорт — туда. (Пособие для отъезжающих налегке.)

«Это Родина моя, всех люблю на свете я, и тропинку и …..»Русская народная песня

Мы приехали в аэропорт Шереметьево — 2, выгрузили вещи около регистрационных турникетов. Наши вещи, как их не клади, представляли собой огромную кучу снаряги: каяки,набитые шмотками, весла, рюкзаки, пеликейсы, сумки с водкой и т.д.
Сотрудницы Аэропорта радостно сообщили нам, что нас с такими вещами в самолет не пустят, объявили 2500$ за перегруз и рекомендовали пообщаться с местным боссом компании KLM. С крупногабаритным грузом договорились, но как же быть с перевесом в 2500$??? Если Вы когда-нибудь окажетесь в такой ситуации, не отчаивайтесь, а поступите, как мы: оставьте часть вещей провожающим, строго соблюдая следующую последовательность: выньте сначала палатку, подаренную спонсором, затем откажитесь от спальников, водки, аптечки и прочих ненужных вещей. Вы увидите, как лица сотрудниц авиакомпании покраснеют от стыда и сострадания, а потом в ваших билетах напишут, что у Вас все в норме и можно лететь. Не предлагайте сотрудникам деньги, ведь они стоят за турникетом: «И это Вам уже не Россия!!!» Я предлагал, меня послали подальше. Но не в коем случае не отказывайте в деньгах грузчику, дергающему Вас за рукав. Ведь ему, грузчику, по-фигу где он находится. Грузчик и в Африке — грузчик.
Наконец, все погрузились в самолет, впереди нас ждет многочасовой перелет Москва-Амстердам-Куалалумпур-Окленд. Больше всего беспокоит, долетят ли наши каяки до конца.

Глава 3. Приключения начинаются.

«Ежи и Петручо завезли в Новую Зеландию Русскую Водку, чем подтолкнули местных аборигенов к пьянству, а опоссумов к самоубийству»Радио ULTRA 100,5 FM

Здравствуй Новая Зеландия! Здравствуй Карл! Здравствуй Родэобас! Здравствуй лето. Ура! Карл — это наш новозеландский друг- каякер, низкобюджетный мачо лет 27.
По-моему, у него даже нет собственной лодки. Карл — наш гид на ближайшие три дня, и вот мы уже мчимся за его красным рэдваном к первой речке- Кайтуне. Карл, вообще, оказался классным парнем ,терпел нас, пил с нами, ел мало. Спасибо ему! В Новой Зеландии оказалось правостороннее движение и это еще одно испытание для нас. Я веду автобус по ночной трассе,остальные спят, у них переоклиматизация. Правда, ребята периодически просыпаются, когда я наскакиваю на обочины и тротуары, недовольно ворчат. Слава Богу, добрались до г.Таупо и остановились в небольшой, но очень симпатичной гостинице. В местном баре Карл рассказывал нам о замечательной речке Кайтуне. Мы хлопнули немного текилки с каким-то апельсином и пошли спать. Завтра первый сплав. Ночью ко мне пришел реальный страх, я ворочался, мне представлялась ужасная река и мои всевозможные уборки.
Река Кайтуна оказалась с водой зеленого цвета и полностью утопала в джунглях. Сплавной участок составлял примерно 3-4 км, и включал в себя множество небольших порожков и несколько водопадов. Запомнился водопад высотой метров шесть-семь с огромным «грибом» под сливом. Очень боязно прыгать с этого водопада в «гриб», выпирающий из глубины примерно на 1,5 метра. Но все прошло благополучно. Вскоре мы добрались до последнего водопада высотой метров 5, с заварным котлом под сливом. Карл прыгать отказался, сославшись на то, что в эту воду проходить его опасно. Нас это не остановило. Я стартовал последним и напоследок позабавил зрителей. Меня вышибло из каяка и заварило в котле (как впоследствии сказал Олег Головкин:«Надо было напрягать коленки»,а я напрягал совсем другое. Ловкий Карл выловил меня морковкой, а лодка еще долго вращалась в бочке. Всему этому безобразию стали свидетелями, подъехавшие посмотреть на Русских, местные маорийцы — друзья Карла, тоже каякеры. Их звали Вини, Луиз и Джорж (это женское имя, не путайте с Джордж). Они сказали, что хватит плавать и пора ехать пить, ведь одним из условий гидства Карла была привезенная нами Русская Водка. Мы были не прочь отметить приезд, и наша веселая компания ломанулась в магазин, где я обнаружил много восхитительного пива, а новозеландцы взяли для разогрева консервированной водки (12 градусов).
Мы побывали на горячих источниках, в которых долго балдели, пили пиво, в общем, налаживали отношения. Этим же вечером состоялась совместная «Родэо-вечеринка» с обильным столом и культурной программой. В эту программу входил конкурс национальной песни и стриптиз в исполнении Вини и Джорж. Русская Водка лилась рекой, новые друзья не отставали от нас, особенно Джорж (наверное англичане спаивали маори, как Русские чукчей).Вообще новозеландцы очень открытые и душевные люди, некоторые из них очень напоминают наших питерских коллег-подонков, особенно когда нажрутся. Шутки и пантомима ну просто одинаковые, как по смыслу так и по темпераменту. Вскоре шоу приняло односторонний характер, все наше внимание было приковано к Вини и Джорж. Эти ребята творили такое, что наши видавшие виды рты, открылись от изумления. Кончилось все кормлением «White Water — мамы» и немного уток, которые шныряли вокруг тусовщиков, как голуби по Риму. Было не по-детски весело и к исходу первого дня я совершенно освоился в новой стране.
Утром я обнаружил, что совсем заболел, у меня появился сильный кашель, который в последствии был назван «Ритуальным». Впрочем, все это не уменьшило моего желания пить пиво и плавать. Путь наш лежал к водопаду «Хуко-фолс»(что переводится как «НЕ ЛЕЗЬ УБЬЕТ»,а на некоторых маорийских диалектах, как «Не трогаешь — не воняет».Водопад смотрелся действительно ужасно, расход воды превышал норму аж в четыре раза . Мы потыкали немного пальцами в места возможных проходов-уборок и решили вернуться к нему на обратном пути. Новозеландские каякеры потихоньку соскочили с гидства (ведь Водка уже кончилась), и мы превратившись в настоящих путешественников, стали продвигаться к другой реке Северного острова- Рангитики.
Пока едем, немного слов об участниках экспедиции и о местной природе.
Алексей Шишков — генератор идей и руководитель проекта. (Можойский прорыв, Ниагара (с отстрелом), Ах-Цу, Ну и ну, Полометь и т. д.)Олег Головкин — толмач-затейник, технический директор, ненавистник шоубизнеса. (Победитель Адреналин-рейсов: Аманауз, Лаос, Камбоджа, Кот ди Вуар….)
Руслан Коротаев — видеооператор и режиссер, человек способный превратить г….о в конфетку «Белочка».
Илья Клочков— начинающий фотограф с высокобюджетным фотоаппаратом, по совместительству — «Мясо».
Природа здесь очень необычная и разнообразная, я представлял ее совсем не такой. Снежные горы соседствуют с холмистыми равнинами, над которыми возвышаются одинокие вулканы; хвойные леса с непролазными джунглями. Диких зверей в Новой Зеландии практически нет, зато много всякой домашней скотины. Гордостью новозеландцев является птичка Киви (мы правда ее не увидели),а стыдом — раздавленные опоссумы, в огромных количествах валяющиеся вдоль автодорог.
На реку добрались за несколько часов до заката, на сплав остается мало времени, быстро прыгаем в лодки и вперед. Воды маловато, но все равно интересно, много небольших сливов, хороший перепад. Через два часа фанового сплава приплываем к концу сплавного участка. На этом месте стоит небольшой отельчик для каякеров и рафтинга. Вокруг тусуется много всякой каячной братии. Узнав, что мы из России они пристают к нам с расспросами, а мы хотим есть. К сожалению, ресторан закрыт, и мы питаемся консервированным тунцом с оставшейся от ресторана картошкой. У нас уютный номер, ложимся спать, завтра нам переезжать на Южный остров. Основные приключения нас ждут впереди…..

Часть 2. Южный остров.

Глава 4. Новозеландское гостеприимство.

«Темнота! Это ж бубли-гум, понимать надо!»Цитата из мульта «Приключение блудного попугая».

Утром у меня случилось ЧП, я вляпался в Жвачку, прямо как в мультфильме чешских аниматоров «Крот и Жвачка». Всю дорогу до парома на Южный остров я отжевывал ее от своей любимой толстовки, чем очень забавлял своих спутников.
Прошло несколько часов, прежде чем моя толстовка обрела первозданный вид.
Морской паром домчал нас до южного острова до г.Пиктона. Погуляв по городу, перекусив и заправившись пивом, мы двигаемся дальше вглубь острова. Нашей конечной целью является Мекка новозеландского каякинга — городХокитика. По дороге произошла встреча с Миком Хопкинсеном — человеком- легендой. В то время, когда мы ходили пешком под стол, он сплавлялся с Эвереста на пластиковых каяках. Мик перебрался в Н.З.из Англии, облазил все реки этого региона, написал книгу о них и основал каяк-школу. Человека, лучше него разбирающегося в особенностях Новозеландских рек, сложно найти. Эта встреча оказалась большой удачей для нас и во многом предопределила дальнейший ход экспедиции. Он был приятно удивлен тем, что в России существует каякинг. Узнав же, что нам интересен район Хокитики и мы собираемся сплавляться по рекам пятой категории сложности, очень обрадовался.
Мик подкорректировал список выбранных нами рек, расставив их по мере возрастания сложности. В конце этого списка красовалась река Верхняя Хокитика. «Если не наплаваетесь, то езжайте на эту речку и поменьше вам там заплывать», — перевел нам слова Мика Олег. Потом тепло попрощались , он подарил нам телефон лучшего вертолетчика, а мы ему Русскую матрешку и кассету о российских каякерах.
Ночью прибываем в г. Хокитика, находим стоянку на берегу живописного озера, ночуем в автобусе. Утром обнаруживаем кавалькаду всевозможных Родэобасов, набитых каяками и каякерами. Все медленно просыпаются, завтракают и разъезжаются по разным направлениям. Олег Головкин звонит вертолетчику Брюсу и сообщает ему о нашем желании заброситься на реку Вайткомби (5 к.с.) Повезло, он как раз туда сегодня везет группу новозеландцев. Забиваем стрелку на 13.00 и мчим к месту отлета. Сегодня воскресенье, и народу, желающего посплавляться, достаточно. Вертолет снует туда-сюда, а мы играем в интернациональный хак. Время идет, перед нами группа из 10 человек. Знакомимся. Почти все они новозеландцы, приехали сюда на выходные поплавать. Везет же людям. Сплавной участок р. Вайткомби составляет примерно 10-12 км. И идется за 3-6 часов, а сейчас уже 16.00. Это катастрофа. Наверное, угадав нашу тревогу, новозеландские каякеры совещаются и принимают трудное решение пропустить нас вперед. (Я сейчас заплачу). Вот это — новозеландское гостеприимство, немецкие скунсы никогда бы так не поступили. (Ленка не обижайся) Девчонки, если захотите познакомиться с такими парнями, у нас есть их телефончик !!!!
Маленький вертолет-стрекоза(3 чел. вместе с пилотом) доставляет нас к месту старта. Кругом непролазные джунгли , вдалеке с гор падают водопады, а у наших ног бурлит река. Хеликаякинг — это очень увлекательно, ведь сев в вертолет, ты подписываешь себе приговор на сплав.(Назвался каякером — полезай в вертолет.)
Дело в том, что выбраться с большинства рек вертолетной заброски, можно только по воде. Реки изобилуют каньонами, и путешествие по берегу может занять не один день. Все это добавляет остроты сплаву по такой реке и требует соответствующего настроя участников. Спав складывался увлекательно, река оказалась с большим расходом и перепадом , препятствия, требующие просмотра, шли одно за другим. Были кили, забавные вставания без весла, а потом погони за ним в пороге. По дороге мы нагнали прилетевших чуть раньше нас, группу каких-то каякеров пожилого возраста. Один из них оказался Дедом Морозом с седой окладистой бородой до земли, его почему-то звали Олафом. Пропустив нас вперед на прогонном участке, старички впоследствии мочканули все пороги без просмотров и больше мы их не видели. Выбравшись с реки, довольные, уставшие и голодные устремляемся в Хокитику в поисках еды и жилья. Не доезжая города, натыкаемся на небольшой отельчик, знакомимся с его хозяином и договариваемся о ночлеге. Ура. Здесь душ, ванна, мягкая кровать и волшебный вид из окна. Из обслуживающего персонала только хозяин — дядюшка Мюрей да огромный белый попугай. Принимаем душ, бросаем шмотки и едем в город ужинать. Основной особенностью новозеландской кухни является ее отсутствие, зато существует огромное количество всевозможных фастфудов и забегаловок, много восточных рестаранчиков. Запомнились печеные и маринованные мидии, но самым популярным оказался чай. К этому времени практически все мы были с насморком или больным горлом. Мне очень хотелось пива и я придумал рецепт для простуженных — выпиваете пару бутылок ледяного пива, а за тем пару литров горячего чая — и все в порядке.
Итогом вечернего совещания и переговоров с вертолетчиком стала река Арахура. .Жутко уже от названия, да еще в списке Мика Хопкинсена. Второе место — 5+++.
Вертолет долго летит над рекой, летчик указывает на именные пороги. Мы считаем каньоны, их, кажется, пять. Моросит дождик. Продолжительность полета говорит о том, что сегодня будит серьезный сплав. Река сужается, перепад просто чума, садимся на галечную отмель. Все дружественно молчат, разбирают снаряжение, разминаются. На несколько минут выглядывает солнце. Это хороший знак. «Не пи..ть, все будет хорошо!» — говорю я себе. Не стану углубляться в описание сплава, вы все это увидите в фильме, скажу лишь, что таких рек я еще не плавал. Были водопады, жуткие каньоны, всевозможные уборки и приключения. Река показала свой характер, через несколько часов сплава я уже еле греб, остальным, по-моему, тоже воткнуло. Рус опять вывихнул плечо, вставая в какой то очередной Ж..е. В какой то момент показалось, что ущелье выполаживается, в голове поползли мыслишки о горячем чае и появилось отеческое лицо дядюшки-Мюрея .Я поделился своими мыслями с Лехой, мы обсудили еще какие то кулинарные блюда и в таком расслабленном состоянии загремели в очередной каньон. Еще немного напряга и сплав закончен.
«Hello! Mr.Murey is that you? Тhis is Oleg Golovkin speaking….» — звучат волшебные слова и это значит, что сегодня мы опять попадаем в объятья дядюшки Мюрея с горячим чаем, душем и вкусным ужином.

Глава 5. р. Хокитика — настоящий « Русский экстрим ».

Ночью мне приснилось, как я заботливо выложил в автобусе зажигалку.Из воспоминаний автора.

Позади день отдыха, несколько увлекательных, но не сложных сплавов по речкам: Нгакавао и Крукет. Время, отведенное на поездку, подходит к концу, значит, пора штурмовать последнюю вершину. Для нас это река Хокитика, по градации рек от Мика Хопкинсена занимающая почетное первое место.
Река Хокитика — это приток реки Вайткомби, состоящая из двух условных участков: верхнего (5 +++++)и нижнего (3-4). Границей участков является необычное препятствие — «Аллея Аргонавтов». Представьте себе каньон с высокими отвесными стенками, в который упал огромный камень, полностью перегородивший реку. На него сверху обрушивается многометровый водопад, а вся река уходит куда то под этот камень (прекрасная декорация к фильму «Властелин колец»,не правда ли? Загвоздка лишь в том, что увидеть эту картину могут только смельчаки покорившие Верхнюю Хакитику.)
С первых минут сплава становится понятно, что сплав будет сложным и предсказать, как он сложится, невозможно. Препятствия сменяют друг друга и требуют обязательного просмотра. Первые 1000 метров реки идем 1,5-2 часа.
Приходится ограничить съемку и сосредоточиться на сплаве. Впереди ожидается несколько сложных каньонов, а время работает не на нас. У меня случается авария, я отстреливаюсь в бочке. Пока выбирался, у меня смыло тапок. Сижу на камне и провожаю его тоскливым взглядом. Вот такой я балбес. Товарищи ловят мой каяк и весло, рискуя своим здоровьем и снаряжением. Двигаемся дальше, Олег Головкин проходит каскад «Виагра Фолс», препятствие с очень сложной линией движения. Остальные страхуют и снимают. Через несколько часов интересного сплава упираемся в каньон. На входе в него водопад, падающий в котел с камнями — явный непроход. Далее река уходит за поворот и все…. Просмотреть каньон невозможно — отвесные скалы. Решаем обносить. Но это легко сказать, кругом горы и непролазные джунгли, в моих воспоминаниях проплывает тапочек. ( Если бы знал, я бы его зубами у реки вырвал.) Разведка пути возможного обноса занимает несколько часов. Хорошо, что Рус снимал на камеру вертолетную заброску сюда, по таймеру в камере и длине пленки вычисляем примерную длину каньона — 400 метров. Альтернативы две: карабкаться на хребет по сыпухе (метров 700) левым берегом или по правой стороне каньона продираться через джунгли. Оба варианта неоднозначны. Выбираем джунгли, ведь нам еще хочется экзотики. Ее тут хоть отбавляй, в итоге пригодились все четыре « морковки», имевшиеся у нас.
Скалы выступают из джунглей и приходится залезать все выше в горы, карабкаясь вверх через всякие завалы. Еще несколько часов — и Русские тарзаны на краю сыпухи, возвещающей об окончании каньона. Спуск оказался не легче подъема, камни уползали из-под ног ,приходилось использовать веревки и сноровку ,что бы не заняться «Маунтинкаякингом». Времени на отдых после такого обноса не осталось, а река и не думала сбавлять оборотов. До заката оставалось несколько часов. Снова каньон, куда-то поворачивает. Стоп. Выхода не видно. Что снова обносить? Нет, лучше рискнуть! На «камень-ножницы» скидываемся, кому идти первому. Сегодня «повезло» Лехе. Он исчезает за поворотом, пауза тянется мучительно долго, но вот фырканье рации: «Все в порядке, почти ничего страшного.» Это «почти», когда Вы прыгаете в неизвестность, немножечко, знаете ли, напрягает. Все обошлось, каньон оказался не такой ужасный, как предыдущий. Уже в сумерках добираемся до «Аллеи Аргонавтов», жаль темно, поснимать не получится. Теперь становится понятно, что придется ночевать на реке. Продолжать сплав в темноте невозможно. По описанию реки, в этом месте где-то находится домик охотников. Но найти его в темноте не удалось. Нашли ровный участок берега ,сложили квадратом лодки, постелили папоротник, улеглись на эту кровать, накрылись куском целлофана и сделали вид, что спим. Вместо храпа мой « ритуальный» кашель, да всеобщий стук зубов. Вот такая картина. Ночью мне приснилась зажигалка, которую я заботливо выложил в автобусе. Для полного кайфа пошел дождик, который к утру перешел в тропический ливень. Река, пополняемая мутными потоками с гор, пухла на глазах. Подскакиваем, разминаем окоченевшие мышцы. Бежать! Надо срочно бежать! С этого момента практически ничего не могу припомнить. Помню лишь, что было очень стремно лететь без просмотров все подряд. Помню радость, охватившую нас, когда все это окончилось, и мутный поток Хокитики слился с голубой водой Вайткомби.

Эпилог.

Надо сказать, что в Новой Зеландии есть, на что посмотреть и нормальному человеку. Мы посетили Колонию морских котиков, посмотрели на настоящих китов, наблюдали всякие термальные источники и грязи. Можно так же заняться дайвингом, ловить рыбу, кататься на сноуборде и серфе.

Выражаем отдельное спасибо:

Дмитрию Ромашкину — за добытую у Тао Бермана лодку- Микробат,
Карлу и компании — за теплый прием,
Авиакомпании «KLM» — за вилки и ложки,
Сотрудницам Шереметьево-2 — за понимание и патриотизм,
Компании «Октопус» — за замечательную палатку,
Дядюшке Мюрею — за заботу,
Родэобасу — за надежность,
Вертолетчику Брюсу — за мягкую посадку.
Китам — за то, что они есть,
Термальным источникам — за запах.

Данный отчет вымучен в период с 20 мая по 10 июня 2003 года.