Алтайский экспресс

Мечты — в реальность

Все это началось в апреле на реке Сосна Липецкой области под Ельцом, на открытии водного сезона клуба «Три стихии». Вечером, за шурпой и стопочкой настойки все делятся воспоминаниям, мечтательно рассказывают о планах на сезон. Илья Клочков:

— Я на Алтай летом собрался.

— И я на Алтай, — отвечает Сергей Кондрашкин.

— Гм, а куда? Я на алтайские пятерки.

— И я тоже. Неужто с Васей Порсевым?

— Точно.

Огромен мир, куча интересных мест для сплава на каяке… Удивительно, где друзья только не были, а вот на Алтае за почти 20 лет путешествий — ни разу. Вот в этом году они и решили добраться до этого края. Посмотрели, что путешествие по алтайским пятеркам предлагает только Вася Порсев, ну и независимо друг от друга записались в это экспресс-путешествие.

Алтай — это как очень хорошая всеми прочитанная кроме тебя книга, или непросмотренный только тобою фильм. Все уже прочитали эту книжку, посмотрели этот фильм, а только ты слушаешь рассказы об этом. И вот, когда терпеть нет сил, ты собираешься, берешь билеты и едешь.

Приготовления

В наше меркантильное время авиаперевозчики считают каждую копеечку. Это раньше, 17 лет назад можно было при полете в Сочи ткнуть пальцем в лодку и сказать: «Я сам занесу в самолет». Ну да, нижняя палуба Ил-86 позволяет укладывать пассажиру свой багаж самостоятельно. И каяки были такой экзотикой, что наземный персонал с уважением относились к каякерам. Лет 10 назад прокатывала фраза «Мы спортсмены». Пять лет назад только избранные компании типа Эмиратов могли бесплатно провозить лодки. То ли кризис, то ли каякеров развелось немало, но халява закончилась, поэтому разумные туристы заранее отсылают лодки транспортной компанией недели за две. Тем более, как оказалось, для «прямых» рейсов прогноз сроков доставки перевозчики дают достаточно точно.

Но это еще не все — теперь весло в чехле летом нельзя провезти бесплатно в Аэрофлоте – аргумент, что это, дескать, лыжи, а ведь лыжи бесплатно? Нет, оказывается, только в зимний сезон. А так — извольте платить за второе место и негабарит. Короче, косить под лыжника летом не вышло.

15 июля. Прилетели. Усть-Сема

Утром участники путешествия прилетели в Новосибирск разными рейсами, водитель Александр собирает команду: двое москвичей Илья и Сергей, двое чехов Войта и Филипп, рязанец Андрей. Около 10 часов микроавтобус с лодками и путешественниками стартует в Усть-Сему, что находится возле Горно-Алтайска. Там их ожидают Василий и Маша с парой прелестных белокурых детишек. Вася строит здесь свое алтайское ранчо. По рюмашке, и все отправляются спать – кто просто на веранде под тентом, а кто — в палатках. Как оказалось, лодка для Андрея еще не привезена транспортной компанией из Рязани, поэтому достали резервную замечательную лодку, выгнали оттуда муравьев, запаяли основные дырки на дне.

Алтайский экспресс

16 июля. Старт на Сумульту

С утра все перегружают вещи в УАЗик-буханку, и машина отправляется в сторону Сумульты.  Если федеральная трасса Новосибирск — Горно-Алтайск выглядит восхитительно – гладкий асфальт, отличная разметка, то остальные дороги в республике – увы, в-основном, гравийка, оставляющая толстый слой пыли на баулах в багажнике вездехода.

Через 40 километров УАЗик останавливается в Чемале – надо закупить продуктов, а Василию сдать документы для регистрации иностранцев. После деревни Эдиган началась настоящая джиперская дорога, и пару раз пассажиры выходили, чтобы разгруженная машина могла преодолеть препятствия. Один раз и этого не хватило, Василию пришлось применять домкрат.

Алтайский экспресс

Часа в четыре дня недалеко от горы Кабарга началась пешая часть похода (координаты точки: 51.098245, 86.508138 или 51°05’53.68’’N,86°30’29.3’’E). Следуя указаниям Васи, члены команды взяли лишь минимум вещей, привязали к каякам ремни и потопали в гору, к долине реки Тогускол. Подъем на первый перевал плавный и неторопливый, а вот спуск к реке был покруче. К тому же, солнце уже зашло, парни спускались уже в темноте и без Андрюхи, который чертовски отстал.

Алтайский экспресс

Сразу за речкой, которую перешли вброд — баня, которая уже кем-то была уже занята. Поэтому тент растянули под широкими кедрами. Как выяснилось, минимум у всех разный – Илюха не взял даже пенку, а Вася был упакован по классу «Комфорт плюс». В течение похода Вася развлекал друзей интеллектуально – читал вслух электронную книжку питерских митьков про колхозников и деревенских зомби. Андрюха пришел в 11 вечера. В гости наведался паренек из Томска, который путешествует пешком один по этой транс-алтайской тропе, потрепались о жизни. Похоже, это место популярно для пешего туризма.

17 июля. Перевал, сплав с волоком.

Утро и день продолжаются подъемом в гору, теперь вдоль реки Тугускола. Впереди — перевал Сайгонаш. Невероятно, середина июля — а на перевале, на северном склоне лежит снег.

Алтайский экспресс

Спуск показался сложнее, чем подъем: местами тропа проходит по осыпям, крутым спускам по камням вдоль ручья Сайгонаш. В три часа пополудни наконец-то добрались до ручья Тюрде. Воды поначалу настолько мало, что приходится попеременно то плыть, то проводить лодку по отмели.

Алтайский экспресс

Часик медитативного действа и постепенно впадающие ручьи наполняют русло Верхней Сумульты, и перекаты уже превращаются в легкие шиверы, по которым можно плыть. Для ночевки выбрали место с толстым слоем мха. Сон практически на перине.

Вообще, для человека, впервые побывавшего на Алтае, вызывает восхищение возможность зажечь костер в любую погоду — просто собрал у высоченных кедров смолистые нижние ветки, которые всегда сухие под пышной кроной, чиркнул один раз спичкой – и через пару минут костер уже полыхает.

18 июля. Ночевка в домике

Второй день сплава по Сумульте, которая уже набрала воды и катит как надо.  Вода чистейшая бирюзовая, жаль только рыбы нет. В реке низкий уровень воды, поэтому сплав похож больше на слалом среди загромождения камней. Если бы воды налило бы хотя бы на полметра выше – скорость возросла бы, и удовольствия от реки было бы несоизмеримо больше.

Алтайский экспресс

Регулярно делаются остановки для запайки подручными средствами очередной дырки в Андрюхиной лодке.  Принято решение по окончании путешествия сделать из этой лодки светильник, ведь даже дырок сверлить не надо – рассеянный зеленый свет будет гармонично излучаться сквозь прозрачное дно лодки.

Алтайский экспресс

Однажды Андрей не успел убежать от бревна, его оперативно перетащили, да Сергей, умудрился отстрелиться — в каком-то пороге среди камней слишком поздно обнаружил бревно, перекинуть лодку через бревно не удалось — не было скорости, да и крен правильный не успел сделать. Кильнулся, отстрелился, сам достал лодку, отлил и дальше поплыл. Периодически накрапывает мелкий дождик.

Алтайский экспресс

Для ночевки было найдено зимовье, как оказалось, самая уютная стоянка за все путешествие. Сергей с Ильёй обосновались в домике вместе с мышью. Хозяйка домика за ночь распотрошила шоколадку, но не смогла доесть.

Алтайский экспресс

19 июля. Шумы и выкат в Катунь

Если вы не были на Сумульте, то не видели Завалы (именно с большой буквы). Река разбивается на несколько проток, и каждая забита бревнами. Наверное, с полчаса тратим на обнос гигантских завалов и проходим по левой маленькой протоке, хорошо, что Вася знал короткий путь по этим зарослям.

Алтайский экспресс

Алтайский экспресс

Единственное стоящее препятствие – порог «Шумы» — группа просмотрела и отлично проехала без эксцессов, благо низкий уровень воды упрощает препятствие.  После порога река выполаживается и каякерам остается лишь лопатить воду, зарабатывая мозоли. Долгая медитативная гребля заканчивается с впадением Сумульты в Катунь. Контраст впечатляет. Это как Daewoo Matiz рядом с БелАЗом. Надо перегрести по быстротоку реку шириной больше 300 метров, на противоположный берег. Идем, как утята за уткой. Вася впереди, за ним Илья. И вдруг Илья пропадает. Почти посередине гладкой реки, оказывается, есть бочка, в которой «варится» лодка Ильи. Удивлению друга не было предела — найти приключение на ровном месте – это особый талант Клочкова. Но у него все хорошо кончается — он сильнее бочки.

Алтайский экспресс

Сплав заканчивается около четырех часов, и надо пройти пешком чуть меньше двух километров мимо «дачи президента» – дома отдыха «Алтайское подворье». Там нас забирает машина. Едем в Акташ. Позади — 25 км пешки и почти 90 км сплава. Как и описано в путеводителе Антона Свешникова: «в малую воду вы получите эталонный камнежопинг…». Судя по роликам на Youtube, в весенний паводок река превращается в мае-июне в скоростной и интересный каскад порогов.

20 июля. Мажой

На персональной базе Василия Порсева команда полдня расслабляется, завтракает чудесными блинами в исполнении Клочкова, а потом без Андрея едет на Мажой. На старте Верхнего Мажоя каякеры встречают команду Сергея Рагимова – те только что вернулись из похода по Саянам.

Вася сказал, что до первого порога — длинные шиверы, которые все путают с порогами. И действительно, по воде выше среднего, валы и мелкие бочки — это лишь прелюдия к настоящим порогам. Не сказать, что пороги суперсложные – гид грамотно описывает траекторию перед каждым препятствием, поэтому потом остается лишь точно следовать вослед лидеру. Другой вопрос, что не всегда это получается, но участники старались.  Без просмотров сплав по Верхнему Мажою занял меньше часа. Сергей Кондрашкин:

— Давненько я столько не килялся — насчитал 12 раз, поэтому Васино указание закончить сплав воспринял вполне заслуженно.

Сергей отправился к машине, а бойцы вчетвером махнули нижнюю часть. Кульминация нижней части Мажоя — заходной порог «Президиум». После просмотра все шли слева. В Русских горках убрался Филипп — отстрелился в бочке и ушиб колено об свою лодку. Обидно, ведь ключевые пороги были пройдены вполне достойно.

Все получили огромное удовольствие от каскада порогов, это настоящее украшение всей поездки. Вечером состоялась заслуженная вечеринка с шурпой и барнаульским пивом.

21 июля. Старт на Чулышман.

К группе присоединяется Сергей Рагимов. Андрей наконец-то получил свою лодку, с утра грузимся в УАЗик и стартуем на Чулышман. Дорога длинная, и посреди маршрута здоровье УАЗика непоправимо пошатнулось.

Алтайский экспресс

Задний мост развалился. Выгрузили лодки и амуницию на Башкаусе, и Вася с водителем Александром поехали обратно — либо заменить мост, либо взять другую машину. Оставшиеся ночуют в лиственничной роще подле реки. Некоторые впервые видят лиственницу в полтора обхвата.  Увы, на удочку ничего не ловится. Наверное, еще не сезон. Зато кедровые шишки уже можно обжигать в костре и лущить их, добывая горячие орешки.

Алтайский экспресс

22 июля. Язула

Алтайский экспресс

В 10 утра приезжает Вася на японском Hiace, лодки грузятся прямо на крышу, и бойцы отправляются дальше, к Язулинскому каньону. Андрей остается у моста, обустраивает лагерь, остальные устремляются к старту. Каждый порог внимательно осматривается, лидер дает указания по прохождению, и каякеры поочередно проходят препятствия. Особое удовольствие — буфануть «Три Вовы».  Обнос Затычки по левому берегу превратился в небольшое приключение с уловом-убийцей.

Алтайский экспресс

Алтайский экспресс

У Ильи огорчение — любимый бренд «Пиранья» подкинул свинью, в новой лодке сломался бедренный упор.

Средний уровень воды Чулышмана — просто праздник белой воды для настоящего каякера.

23 июля. Чулышман

Наутро Вася предложил подопечным экспресс-прохождение Язулы: остановка перед порогом, он напоминает линию движения и прохождение по одному. Все поддерживают. Сергей Кондрашкин:

— Для меня прохождение «по памяти» оказалось проблемным — оказывается, одного раза для запоминания мало. «Три Вовы» — не успеваю сделать «буф», а в «Затычке» вообще «заварился», не успев правильно зайти косой слив. Вначале кильнулся, тут же перевернулся, залип в бочке так, что пена скрывала меня с головой, не вздохнуть. Несколько кульбитов в лодке, решил отстрелился. Удалось один раз вдохнуть, продолжаю бултыхаться под водой. Вокруг прозрачная вода, и пузырьки. Весло вырвало из рук, за лодку не оттолкнуться, и даже за скалу не зацепиться.  Однако выныриваю за запирающим камнем. Жив.

Илья в одном из порогов тоже умудрился отстрелиться. Списали неудачу на сломанный упор.

Добрались до лагеря, перекусили, загрузили вещи в лодки и поплыли дальше. Долгая гребля по шиверам. Сплавной день получился трудным и долгим, поэтому настоящим приятным сюрпризом оказалась возможность заночевать на кордоне лесника Николая. Фантастический вечер — после дождя, бурной воды, долгой гребли вдруг вкусить оладьи с деревенской сметаной, запивать свежим молоком. Да под разговоры о жизни в тайге, о диких бурятах, сборе космического мусора. Поздним вечером — баня, чай из чаги. Уставшие бойцы спали в эту ночь под крышей летнего домика.

Алтайский экспресс

24 июля. Водопад

Отдохнувшие туристы позавтракали в летней кухне на кордоне и продолжили сплав по Чулышману. Собственно, на самой реке лишь одно стоящее препятствие — порог «Каша», состоящий из пяти логических отрезков. Андрей не идет порог, поэтому, чтобы не таскать лодку в обнос, разбиваемся на 2 группы прохождения, Вася идет дважды. Достойный порог, триал между бочек доставляет неимоверное удовольствие. Главное, идти по правильной траектории за лидером. Правда, однажды лидер залип на верхушке бочки, поэтому Сергею пришлось проныривать под Васей.

Алтайский экспресс

Дальше — длинный прогон до впадающей Куркуре. С берега Чулышмана виден гигантский водопад. Группа отправляется наверх с двумя лодками, там ждут 3 водопада поменьше. Метров 50 крутого подъема по скале, лодки остаются у воды, а для организации страховки надо сделать переход вброд на левый берег, по скале — вниз, к урезу главного водопада для страховки.

Первым идет Василий и Илья. Сергей — фотографирует, остальные парни страхуют снизу. Все медленно и долго. Вот мелькнул на втором водопаде Вася, а вот вверх дном сплыл Илья. Оба скрываются в кипящем улове справа, за стенкой. И ничего не видно, что происходит. Когда отдельно поплыла под «шторку» водопада лодка, Кондрашкин не выдержал, побежал со спасконцом как-нибудь спасать, хотя возможностей там особо нет. Добежал до Андрюхи, пока вдвоем дошли до нависающего карниза — в улове уже никого нет. Значит, Илюха ушел самосплавом в 10-метровый водопад. В-общем, все обошлось. Илья Клочков:

— Если вы любите аквапарки, то вам на Куркуре, есть лишь небольшие требования к посетителю: железные нервы, умение управлять на каяке, и разряд по плаванию в случае неудачи на маршруте. Моё прохождение растянулось в увлекательный сериал. Успешно преодолев первую часть непростого захода, меня постигла неудача на 5-метровом сливе перед заходом в 10-метровый водопад. Не рассчитав заход, я неудачно прыгнул в слив, меня заколбасило и от переполнявших меня эмоций я вылез из лодки. А вылезать здесь было совсем нельзя, пульсирующее улово за сливом не давало возможность отлить лодку и сесть в нее. Василий приветливо матерился, говорил о каком-то там ОЖЕРЕБЕ, всячески поддерживал мои старания. И в итоге, минут через 20 нам совместно таки удалось отлить лодку, я залез в неё и пытался на воде одеть юбку (Palm Rand). Надо сказать, что эту модель трудно приладить и на суше. Наполовину одев юбку, я хватаю попавшееся под руки весло, делаю гребок, опять киляюсь. Блин! Весло Васино и не моего разворота, опять вылезаю из полной лодки. В этот раз нам не удается поймать её сразу, она уплывает под шторку 5-метрового слива, где-то по улову плавает мое весло, медленно приближаясь к сливу 10-метрового водопада. Улово не хочет выпускать ничего из себя, доплыть вплавь к сливу в десятки из моей части невозможно. Из слива только один выход – проплыть под шторкой 5-метрового слива, вылез на небольшой уступ слева и прыгнув в пузырь, лопатить к урезу десятки. К моменту принятия этого единственно верного решения мое весло благополучно ушло в слив. Ныряю под шторку, метелит, выталкиваю лодку из-под слива, и она уплывает в 10-метровый водопад. Залезаю на полку за сливом. Убедившись, что я преодолел первую часть задуманного, Василий прыгает 10-метровый водопад, чтобы подстраховать внизу. Остаюсь один, даже Серега, который снимал на фото, куда-то уже исчез со скалы напротив. Матерю его, ведь фотограф должен цинично снимать до конца. Прыгаю в пузырь за 5-метровым сливом, изо всех сил гребу к урезу финального водопада. Удалось перегрести поганки, немного расслабляюсь, разворачиваюсь ногами вперед, руки скрещены на груди, и вот прыжок! Полет! Погружение … пузыри… темнота… гребу вверх… темнота… пузыри… Влез на камни за водопадом, снаряжение спасли ребята, объятья друзей. Радость от приключения и немного стыда за малодушие с отстрелом. Я вступил в Клуб Куркуре (те, кто ожеребились и без лодки замочили), со слов Василия таких уже пятеро.

Следующим шел Войта с Сергеем Рагимовым. Сергей тоже «кильнулся» во втором 5-метровом водопаде, но быстро встал. Дальнейшее прохождение водопада не составляет труда.

Алтайский экспресс

Обратно с лодочками двигаться было нисколько не легче. С помощью веревок надо выбраться наверх, перебраться вброд на правый берег, и лишь потом спуститься с горы. На всю эпопею по прохождению водопадов ушло часа три, не меньше.

Алтайский экспресс

Дальше — по спокойной воде к финишу, на турбазу «Кату-Ярык». Как сказал Василий, это центр разврата на Чулышмане. И в нем — благодарные ученики Василия, начавшие заниматься каякингом под его началом, а ныне зарабатывающие рафтингом. На ужин — картошка с курицей под местную вкусную самогонку.

25 июля. Мажой на десерт

С утра грузимся в машину и отправляемся в Акташ, на базу. Ближе к полудню — уже на базе, а значит, есть возможность проехать еще раз Мажой. Однако большинство уже «насытилось» белой воды. В итоге Войта с Васей идут весь Мажой, а два Сергея — нижний кусок, последние 3 порога. Все было славно, только в Русских горках Сергей Кондрашкин умудрился на гребке поломать спинку в каяке.

Вечером — заключительное обжиралово — Клочков добыл мясо марала и сготовил чудесное рагу.

Чехи остаются на соревнования «Король Азии», а остальные участники поездки отправляются домой.

Дома

Илья Клочков:

— Едешь, чтобы понять, что это не короткий фильм, а длинный сериал, а ты лишь просмотрел первую захватывающую серию. Остается ждать и надеяться, что следующим летом сможешь посмотреть и поучаствовать в следующих эпизодах.

Сергей Кондрашкин