Как стать мужиком или сплав по Китою!

Еще в январе большинство участников купило билеты в Саяны, но состав группы выяснился только в последний момент. Так в самой экспедиции мы периодически ели добавочный сникерс и вспоминали Полину.

Из Иркутска в сторону Китоя нас выехало 9 человек, 8 мужиков и я. На самом деле я просто очень хотела побывать на Байкале, а тут нашелся такой замечательный повод как сплав по Китою.

Утро в аэропорту было трудным, в самолете мы успели выпить за предстоящею экспедицию и чуть-чуть поспать. Все прилетали разными рейсами и самые стойкие проводили время в пабе. Почти целый день в машине с пивом и вот мы приезжаем к ручью посреди поля.

Пару часов у нас занимает упаковка лодочек и вот первые гребки по Саянской речке. Первый день плыли не долго, так как приехали в сумерках, и была задача просто отплыть. У многих шмот посреди ног болтается и у меня тоже. Кажется взяли всего дофига! Лодка ведет себя на перекатиках уверенно, то, что она груженая сказывается в одном: вместо одного управляющего гребка нужно сделать два, а то и больше. Но сильно не напрягает.

Процедуры, которые затем вошли в режим: костер, вода, постановка тента, готовка ужина и спирт, в середине похода добавилось собирание грибочков.

Как же красиво вокруг !!! Мне все нравиться!

На второй день у нас был очень длинный участок из разбоев и первый обнос, а у кого-то первые пороги. В этот день было два порога «Веретино» и «Винт», как я думала это самые страшные пороги, которые есть на Китое. Сначала мы очень-очень долго думали над каждым порогом. Никто не хотел идти, так как воды нам казалось много. Но Шишков сказал, что это самые легкие пороги и дальше будет только сложнее. «Куда еще сложнее, по видео как раз и есть, что это самые страшные пороги» думаю я. Потом мы дружно перечалились и начали заносить вещи, ребята поплыли на разгруженных лодках, а я с частью группы занесла и лодку. Солнышко, жара, красота неописуемая. Я кажется начала понимать, что сюда 100% стоило ехать! Обнос хоть и легкий, по тропе, но устаешь изрядно. Сидя в лодках после обноса мы с Илюхой К. условились, что завтра идем все.

После «малых щек» садимся в лодочки, кто с радостным лицом от прохождения, кто с замученным лицом после обноса. И тут мой проводник начинает охоть и ахать, что ему тяжело, что у него рассеяно внимание. Быстро меняю Майкла на Леху Ш. и иду дальше. По описанию порогов дальше нет. Но не тут то было! Короткие крутопадающие ступени сопровождали нас почти до вечера. Одна особенно запомнилась. Схема проста заход бочка справа, бочка слева, по усикам за Лехой Ш. Метра 2 стоячей воды и три бочки подряд, которые тупо надо пробить, так как они через всю реку. Все встречаемся в улове с большими глазами. Вот это Китой!

Потом очень долго плывем в сумерках по разбоям, так как выбиваемся из графика. Встаем, когда стемнело на ближайшей песчаной косе. Все ржут над Майклом, так как из него потоком льется речь со смыслом «И на хрена я в это ввязался». Красивый закат, вкусный ужин и спирт, навевают воспоминания о водных походах, все-таки я счастлива, что я здесь.

День 3. Утро. Пасмурно. Все говорят о каком-то ужасном каньоне «Моткины щеки», до которого мы сегодня должны доплыть, а так же сегодня мы должны встретить Томаса Марница с его группой. Я не правильно уложила вещи, но не обращаю на это внимание, так как сегодня мы только должны дойти до каньона, а значит, порогов не будет. Для всех на бедующие, даже если впереди озера, ВСЕГДА УКЛАДЫВАЙТЕ ВЕЩИ РАВНОМЕРНО. Пускай вас будут считать тормозом, но лучше сразу перетряхнуть лодку. И вот первые отстрелы. После нескольких притоков вода становиться больше и мощнее, река мне становиться все больше нравиться. И с этого дня, начинает действовать лозунг нашей экспедиции «Каждый сам за себя!» Все пороги однотипны, так как образуются на поворотах. Лечу в одном из таких порогов, уже вижу спасительное улово, но тут ребята передо мной начинают ломиться кто влево, кто вправо. Присматриваюсь, вижу впереди срез почти во всю реку, начинаю угребаться вправо и прыгаю в улово рядом с бочкой, где благополучно и остаюсь. Глубина ямы метра два, так как там помещается полностью Леха В., а из-за среза даже весла не видно. В эту же бочку плывет Володя уже рядом с лодкой, провожаю его круглыми глазами. Перевожу дыхание в улове, и выплываю в пул. Никого нет. А впереди уже следующий срез. Выбегаю на берег, смотрю, все через два порога стоят в улове, отливают Володю.

Через несколько порогов Володя вылезает на берег и уходит на тропу обноситься, договариваемся с ним встретиться на стрелке Китоя и Эхи-Гола, по планам ребята должны прыгнуть водопад на притоке. Мы идем дальше. В пороге «Палец» вылезает Илюха М. и я смотрю как все мимо меня уплывают за ним. Блин опять одна! Вспоминаю правила поведения на воде — «Нельзя всем плыть за отстрелившемся, дабы не увеличить количество спасуемых». Но вспоминая предыдущий опыт, что про меня легко могут забыть, плыву за всеми и тоже вылезаю. Меня вытаскивают, а лодка уходит в непроход. Вот повезло! Как раз в этом месте начинается тропа для обноса. Пока ребята сматывают морковки и занимаются размышлениями, что дальше делать. Мы с Илюхай М. убегаем по тропе в надежде увидеть лодки. Навстречу нам идут иностранцы, которые сообщают, что Пиранью выловили, а Мамбу не видели. Вот и Томас, который объяснил, где находиться моя лодка и где возможно зацепилась Илюхина. Я убегаю счастливая к своей лодке и тем самым теряю всех. Стоя на берегу реки среди волунов, которые выше моего роста, вокруг скальных обрывов и шума воды, ты понимаешь, что ты всего лишь маленькая песчинка на теле земли. Это чувство не передать – оно придет только там. Когда ты стоишь один посреди тайги, а до ближайшего селения три дня ходу! За этим точно сюда стоило ехать! Как же тут прекрасно!

Минут 30 подумав, что делать дальше я собираю свои вещи и иду на стрелку с Эхи-Голом как раньше говорил Леха Ш., что стоянка сегодня там. По дороге мне помогает поднять мои вещи на обрыв Сева (парень из группы Марница). Еще пару раз я с ним пересекаюсь, пока ношу вещи и Сева выдает отличную фразу «Если заблудишь, приходи», на что я улыбаюсь и иду на перевалочный пункт за продуктами и каннами, что б начать ребятам готовить ужин. Я не видела никого из нашей группы уже часа 3, только Володю и Мишу, которые вещи занесли вместе со мной на Эхи-Гол. Где остальные никто не знал. На перевалочном пункте я наконец-то нахожу остальную часть группы, которые зачем-то спускают лодки вниз. На мое возражение, что договаривались встречаться на Эхи-Голе, отвечают, что Илюха М. и все устали, так как спасение Мамбы стоило много сил. Мне придется нести вещи обратно. Ну, ок – я же мужик. В темноте спускаюсь с вещами с крутого склона, останавливаюсь в лагере Марница, где меня поят горячим чаем и рассказывают, что будет дальше. Стоянка на пороге 47, как раз где выловили мою лодку. И нахрена я вещи лишние 1,5 км тоскала!

Вечер в компании Севы проходит весело и непринужденно. Все очень хорошо.

День 4. Утро начинается с того, что начинаем выпрямлять мою лодку, иностранцы подходят к нам, предлагают какие-то штуки, чтоб её как-то заклеить. Но мне везет, под кипятком дырка в носу затягивается и вода через неё не попадает.

Очень охото уйти с реки, так как Шишков пугает какими-то адскими сранями впереди. Бегу к Севе, который обносит каньон со славами: Забери меня с собой. На что он мне отвечает: «Обносить нельзя! Ты должна идти, там ничего нет, самые сложные пороги это то, что ты сейчас видишь, они длинные и нужно обязательно держать линию движения. Дальше все просто, я ходил несколько раз, по разному уровню. Криминала нет.» В общем Сева меня уговаривает идти. Спасибо ему.

Делаю себе страховку, впереди Майкл, который показывает линию, сзади Щербинин, который если что спасет.

Два первых порога (47, 48) при помощи Сереги Щ. я заношу. А дальше начинается каньон. Еще раз спасибо Севе, что объяснил как устроены пороги. Все пул-дроп. Пороги короткие, но мощные, структуры большие. И самое сложное в пороге не сам порог, а выкат из него, так как начинается масса сбоек. Благодаря Сереге и Майклу я все прохожу. Запомнилось красивое описание одного порога, ребята вылезли посмотреть, а мне не захотелось. Первая ступень справа по языку, вторая ступень по центру вдоль камня и буф, так как в конце две подпертые бочки, а посредине корявый язык. Если будет буф, то все ок. Тут я на сто процентов доверилась Майклу и сделала все как он. Но оказалось можно и не по центру, как это нам продемонстрировали Серега Щ. с Михой, все равно все промывает. Каньон был короткий и красивый. Часа за три-четыре мы его прошли и встали на стрелке с Моткин-Голом ждать Володю. Перед походом мне говорили, что Моткины щеки чуть сложнее Гранитного, по мне Гранитный сложнее. Володя появился уже в сумерках, спускаясь по крутейшему склону. У него был сегодня очень сложный день. А мы хоть полдня отдохнули, все-таки приятно ничего не делать.

День 4. На утро, выспавшиеся и отдохнувшие мы плывем до р. Билюты. Я, Володя и Миха убираем все сухие вещи и общественное снаряжение в три гермы и идем с ребятами наверх. В начале тропы, встречаем Томаса, который рассказывает как идти, и даже оставляет нам указатели на тропе. Мне совершенно не охото тащится на Билюты, тем более когда знаешь, что в часе гребле тебя ждет баня. Ну, это ж экспедиция, мы должны помогать друг другу. Бегу впереди с рюкзачком, любуюсь природой. Единственное приходиться всех очень долго ждать. И тут впереди возникает препятствие, которое мне не по силам. Это обрыв у ручья, который надо перейти. На той стороне находиться базовый лагерь. Ребята быстро переправляют вещи и лодки. А я пытаюсь уговорить всех, чтоб меня оставили одну. Я бы спокойно вернулась к лодочке и доплыла бы до бани. Ведь основную задачу я выполнила, я принесла общак в базовый лагерь. Щербинин пытается меня уговорить лаской, но тут появляется Шишков обкладывает меня матом и уходит. Мысленно посылаю его на… и на фоне злобы переправляюсь на другой берег. Друзья, это жопа! По деревянной полусгнившей лестнице, тебе надо спуститься на полочку шириной метра полтора, а потом по ней еще пройти вдоль обрыва метра 3. Тем кто боится высоты будет очень сложно перебороть себя!

Вечером захожу в лагерь Марница, смотрю сверху на дабл-дроп, общаюсь с Томасом, пью чай, к нашем возвращаться совершенно не охото. Ведь тут со мной обращаются как с девушкой, а там я мужик.

День 5. На утро отличная погода. Решаем не дожидаясь Томаса пойти вперед. У меня с собой дождевик и фотоаппарат. Отойдя от лагеря километр теряем тропу, и ломимся по какой-то звериной. Вскоре тропа исчезает, и Шишков с Серегой Щ. уходят назад в надежде застать Томаса в лагере. Оказывается тропа идет выше по склону. Мы воссоединяемся с группой Томаса и идем дальше все вместе. Налегке идти хорошо, я то зависаю в кустарнике голубики, то догоняю всех. Солнышко светить, периодически открываются виды на реку. Меня все радует. По приходу все лезут купаться, и я тоже не теряюсь. Выбираю себе улово в каньоне с теплой водичкой, жалко мыла с собой нет. Но и просто искупаться очень хорошо. Ощущаю себя как в каком-то фильме. Лес, белоснежные стены каньона, прозрачная вода вообщем райский уголок.

Ребята договариваются с Томосом, что он их проведёт по каньону, а дальше они идут одни. Первый ровный чистый дроп, второй дроп, никто не отджигает, даже не интересно. Честно скажу, да здесь красиво. Но это не стоит того, чтоб тащить лодку на себе два дня! Съездите в Европу, а лучше в Норвегию, там таких рек дофига и намного красивее. Дохожу с ребятами до середины каньона и там встречаю Мишу с рюкзаком. Короткий диалог:

— Ты что с рюкзаком?

— Я доконца каньона и на тропу от туда.

— Блин, а я вещи с собой не взяла.

— А что ты не взяла, у тебя же только куртка!

— Ну, я думала, мы обратно возвращаться будет.

— Нет.

— Ну, тогда я пойду в лагерь по тайге одна

— Хорошо.

Разворачивается и уходит. Я бегу к началу каньона, хватаю куртку и вдоль реки бегу за Мишей. Но тут до меня доходит, что если я не успею его догнать, то мне и тропу тогда придется искать одной. Возвращаюсь обратно, в начало каньона и выхожу на тропу. Опять одна! Да что ж у них за дурацкая привычка, когда не нужно одной бросают, когда хочу остаться не отпускают. В общем проклиная всех мужиков на свете я начала выбираться одна. Пару раз заблудилась и уже подкрадывались такие мысли как вернуться к лодкам и остаться у них, надеясь на то, что за мной вернуться. Но острое желание доказать, что я мужик вело меня вперед. Здесь, в тайге, еще больше ощущаешь, что ты песчинка! Ты слышишь воду, но не видишь реки, и куча парнокопытных следов. К концу пути я встретила Мишу, который как-то оказался позади меня, а я в очередной раз искала тропу. А в лагере нас ждал только Володя. Ребята пришли минут через 10 после меня. Матерясь и ругаясь, что кайфу было только 20 минут, а остальное камнежопинг и обнос.

День 6. Всю ночь шел дождь и только утром прекратился. Группа поддержки пошла вниз, а ребята поплыли. О их приключениях читайте у Майкла. А у нас все было тихо, мирно и спокойно. Гермы с вещами мы упаковали в переноски для лодок и нести их стало значительно легче. Мы встретились на стрелке с Китоем, быстро переложили вещи и поплыли к долгожданной бане. Река заметно успокоилась, но баню мы увидели только в темноте.

Нас встретила Танюша (давно я не бывала в глубинке) так сначала я её очень сильно испугалась, мне кажется не которые бездомные лучше выглядят. Но женщина очень добрая и приятная, которая угощала нас разными вкусностями. Спасибо большое. В домике у нас Серега утроил Африку, посреди ночи даже дверь открывали, что бы проветрить, так было жарко.

День 7. Впереди нас ждут плесы Китоя. На утро было солнышко, позавтракав, мы отправились бороздить бесконечные просторы реки Китой. Делали остановку минут на 20 каждые 2 часа и таких промежутков у нас было 3,5. Река была очень широкая, она разбивалась на много проток и часто я оказывалась одна, но мне уже было не привыкать! Вспоминалась песенка «Never paddler alone». После 6 часов гребли все изрядно измотались, и нервы были на пределе. Лучше пороги, чем гладкая гребля! Но у нас получилось сократить себе выкат на 20 километров, позвонив водилам и попросив забрать нас раньше.

И вот машины, пиво, сухарики. Иркутск, кафе, аэропорт.

А утром я уехала на Байкал!

Хочу сказать спасибо всем. Вы сделали из меня настоящего мужика! Я теперь знаю, что я все могу.

Вывод: верьте, в то, что вам говорят. Меня еще в январе предупредили, что сплав будет для настоящих мужчин!

А вообще на Китой стоит ехать, там очень красиво и при помощи фоток этого не передать.