Карельские страсти или «Плохой танцор – хороший папа»

Мечта побывать в Карелии возникла у меня с тех пор, как я впервые увидела фотографии тех мест. Меня немного смущал тот факт, что опыта у меня – зима в бассейне да два месяца на гладкой Сходне и что плаваю я как топор. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Едем!

день первый. Лоймола. Стоянка.

Дорога оказалась на удивление легкой и быстрой. На первой же «санитарной» остановке ощущаем себя в Карелии — серый мох, заваленный валежником лес и монотонное жужжание комаров, ставшее в последствии привычным.

Карельские страсти или «Плохой танцор – хороший папа»

После долгожданного обеда браконьер Андрей начинает распутывать многометровую сеть – надо же как-то компенсировать уничтоженные по пути запасы желтого полосатика, кальмаров и прочих соленых морепродуктов, которые Леха Шишков приготовил себе в дорогу.

Встает вопрос о тренировке. Откровенно неохота, но какой-то внутренний голос настоятельно советует загидриваться. В то время как трое смелых тренируются на струе под мостом, я робко киляюсь и встаю, тренирую эскимоса – совсем не хочется быть Золушкой.

день второй. Лоймола.

Перед стартом невольно сравниваю себя с другими претендентами на роль Золушки. Понимаю, что, скорее всего, посуду мне придется мыть не одной, если что.

Карельские страсти или «Плохой танцор – хороший папа»

Стартуем. Вчера в разговоре кто-то назвал эту речку Лубудайоки. Начинаю понимать, почему: гладкая спокойная вода. Здравствуй, гребная яма! Полчаса ритмичной гребли вознаграждаются небольшой 200-метровой шиверой.

И вот, наконец, порог. Дружно зачаливаемся и бежим смотреть, что же там, впереди. Реакция моя после просмотра удивляет меня до сих пор. Я думала, испугаюсь, будет страшно, буду долго дроконить на берегу перед тем, как пройти первый в своей жизни порог. Ан нет. Бегло осмотрев порог и выслушав напутствия Лёхи Шишкова, решаю идти. С улыбкой маньяка бегаю по берегу в ожидании первых смельчаков, затем прыгаю в лодку, натягиваю юбку и… отталкиваюсь веслом от берега. Улыбка маньяка с лица не слазит, но ход мыслей несколько меняется. У кромки порога он выглядел примерно так: «я не перевернусь, я встану, меня спасут…». На этом мысль внезапно обрывается подхватившей меня струей. Лечу прямо в вал, и, умытая с ног до головы, на ровном киле выхожу из порога.

Далее еще несколько часов ритмичной гребли, пара веселых шивер, озеро и место стоянки, где нас уже ждала Юля.

Золушки в этот день не обнаружилось. Но мы-то знаем, что все у нас впереди!

день третий. Янис.

Пошел дождь. Спешно собрав лагерь, мы двинулись в сторону Яниса.

Вот это я понимаю! Первое, что я увидела не этой реке – приличный вал. Неохотно загидриваемся, стараясь не обращать внимания на погоду.
Вал встречает всех по-разному: кто-то проскочил его «на лихом коне» и уже пытается на нем серфить, а кто-то при попытке пройти его переворачивается и… вот они, первые Золушки! К счастью, меня в этот раз в их числе не оказалось: мой первый в этом походе оверкиль увенчался успешным эскимосом! В душе поблагодарив Димона за зимние тренировки в бассейне подумываю о том, чтобы взобраться на вал. Но решимости мало, времени тоже, и мы двигаемся дальше, навстречу Янису.

Первое препятствие на пути – плотина. Взбираемся наверх, смотрим. При взгляде на «это» выражение лица у большинства — отсутствующее. Очень много воды, внизу огромные бочки, валы, одним словом – мясо. А Лёха решает идти…

Карельские страсти или «Плохой танцор – хороший папа»

Кто-то теребит морковку в роли страхующих, кто-то указывает место для захода, а остальные наблюдают… Честно сказать, мне было страшно на это смотреть. А Лёха так легко прыгнул и прошел все валы. Эх, жаль, погода не позволяла снимать.

Уж не знаю, плотина ли, или погода, или еще какие-то обстоятельства подействовали на меня, но с этого места в мозгу моем началась затупа. Нужно было пересечь струю и зачалиться на противоположном берегу. Неудачный траверс грозил попаданием в большой и еще не просмотренный порог, который мы, возможно, не пойдем. На вопрос, «что будет, если мы туда попадем», Лёха емко ответил: «будет очень нехорошо»… И я решила обносить. 40 минут позора и я на другом берегу! А оказывается, мы все-таки пойдем этот порог.

Естественно, пока я таскалась по окрестностям с лодкой на плече, все уже просмотрели и прошли этот каньон. Мы с Максом пошли последними. Все, что мне удалось узнать об этом пороге – «зачаливайся там, где Леха стоит».

Шли мы бодро. Я успела перевернуться и встать еще до начала порога. Ни я, ни Макс, даже не пытаясь зачалиться возле Лёхи, пролетели дальше. Валы накрывали один за другим, в итоге Макс – моя последняя надежда на спасение – киляется и отстреливается. Я, растерявшись, киляюсь тоже. Теряю весло, отстреливаюсь и тут же понимаю, что сделала это зря. Без лодки валы еще больше и колбасит еще сильнее. Выловили меня ниже по течению с очумевшими от страха глазами.

Нас, Золушек, в этот вечер было много. На берегу туманного озера мы дружно мыли посуду, пили перцовку и жарили щуку.

день четвертый. Тохмайоки.

Приехали мы спокойную и даже местами болотистую реку. Гребем. Временами встречаем небольшие, но весьма забавные препятствия. Все мы уже знаем: обязательно будет что-то, ради чего затевался сегодняшний сплав.

Карельские страсти или «Плохой танцор – хороший папа»

Вдоволь налюбовавшись красотами Карелии, которые в большом количестве можно было лицезреть на берегах этой приветливой реки, мы, наконец, приплыли.

Порог называется «Три моста». Говорят, что здесь снимали фильм «А зори здесь тихие». Вспоминая славный подвиг Лизы Бричкиной, думаю: идти или не идти. Порог выглядит интересно, но слишком много камней и велика вероятность побить руки и лицо. Рисуя себе картины возможных уродств, дроконю на берегу. Тем временем ребята бойко прыгают порог: кто-то удачно, кто-то с приключениями. Женька идет уже третий раз и вступает в неравный бой с бочкой внизу. Золушки форева, думаю я, и решаю идти.

У кромки порога снова охватывает необъяснимый ужас, но проходит на первых же гребках. Мягко, легко и весело проскакиваю порог. Только внизу киляюсь, но встаю и вновь вспоминаю Димона =)

Вечером нас ждала удивительной красоты стоянка на берегу Ладоги.

день пятый. Уксун.

Гидом и экскурсоводом до Уксуна у нас была прекрасная карельская женщина по имени Ольга. До сих пор удивляюсь ее несгибаемому оптимизму и силе духа.

Ольга приехала за нами к месту стоянки. Загидрившись, мы дружно запрыгнули в ее маленькую «буханку». Все 11 человек. Ехали весело и долго. А потом заглохли где-то посреди леса. Количество шуток типа «мы все здесь подохнем» уменьшалось пропорционально времени. Попытки завести мотор слышались все реже, а «специалисты» плавно перетекали из салона в кабину «буханки». Диагноз был поставлен достаточно быстро, но оптимизма это не внушало. Через час ремработ ребята развели костер и стали греться. Вариантов было два: 30 км до трассы пешком или 10 км до реки, но с лодками на плечах.

Не успели мы выбрать, машина завелась. Ольга умудрилась включить какой-то аварийный режим, на котором можно было проехать еще 30 часов

Первым был «розовый слон». Воды много, бочки большие, выражения лиц задумчивые. Первые – Лёха и два Андрюхи – проходят успешно. Затем начинается легкое подколбашивание. Я иду последней. Траекторию я выбираю не совсем традиционную. Не сказать даже, что я ее выбирала, скорее, она выбрала меня. Ну а дальше все пошло кувырком: моя лодка и я вслед за ней.

Карельские страсти или «Плохой танцор – хороший папа»

Затем была «Мельница». Я решаю: плохой танцор – хороший папа. Отколбасило в слоне – на «Мельнице» лучше поснимаю. Наблюдаю сомнение на лицах людей. Каждое прохождение сопровождается колбасней или отчаянной борьбой со стихией. Каждый заход – событие.

Армия Золушек пополняется все новыми бойцами.

Порог «Каньонный» все проходят быстро весело и удачно. А вот «Храмина» подарила Димону Филатову шанс побороться за звание «уборка года». Со сломанным пальцем Димона пришлось оставить в больнице на несколько дней. Когда мы навещали его, выглядел хорошо. О медсестрах отзывался положительно, но немногословно. Убегать из больницы отказался.

день шестой, седьмой и все последующие. Шуя.

Кто-то тренировался на бочках, кто-то учил обратный винт, кто-то готовился к соревнованиям. Но в каждом деле есть место подвигу – в один из дней мы поехали «посмотреть» Кивач. На всякий случай захватили с собой несколько лодок и немного снаряги – вдруг пригодится.

Карельские страсти или «Плохой танцор – хороший папа»

Посмотрели, покидали в бочку палочки, оценили. Вердикт – вторую ступень идти не стоит. Но есть еще первая! А тут еще обнаруживается «канализация» — вполне заманчивый слив справа от основного водопада.

На берегу собралась толпа любопытствующих туристов.

Прыгающие водопад каякеры срывали аплодисменты зевак и наше дружное улюлюканье.

Те, кто остался на берегу в этот раз, я уверена, завидовали Андрюхам белой завистью: Богданов и Арцибасов прыгнули свой первый водопад!

Москва показалась серой и чужой. Пробки, офис, коллеги – как будто из другой жизни. Карелия манит. Зная, что где-то там, далеко, по-прежнему поют птицы, пахнет сирень и шумит вода очень трудно усидеть на месте…

Спасибо!

Лёхе Шишкову – за все

Димону Ромашкину – за подаренный навык (от всех моих эскимосов!)

Юле – за праздник-каждый-день, доброту и незабываемую партию в мафию

Юле Приходько – за женскую солидарность и ручку, благодаря которой все это записано

Андрюхе Богданову и Сане – за помощь на сплаве и за рыбу

Максу – за компанию на Янисе

Женьке – за оптимизм и фотографии

Димону Филатову – за хозяйственность (за его здоровье было выпито немало его запасов)

Андрюхе Готовцеву – за мафиозную хитрость и школу юных партизан

Вовке – за терпение и поддержку