Пересечение Ладоги через Валаам 2013

С 7 по 9 июля команда в составе Лехи Шишкова, Александра Попова и Сереги Лептуги в полном соответствии с планом мероприятий клуба 3С, пересекла Ладогу с западного берега на восточный через Валаам.

Терву

Путешествие оказалось весьма динамичным. Выйдя из Терву непосредственно в день приезда на Ладогу и не тратя драгоценное время на ерунду типа отдыха с дороги, команда в первый же день замочила 34 км от Терву до острова Мёккерикё, сделав короткую остановку на северо-восточной оконечности острова Рахмансаари.

Рахмансаари

Погода всецело благоприятствовала нашим устремлениям. Проливной дождь который плотной стеной обрушился было на нас в Терву, быстро сменился спокойным ясным вечером и устойчивым северо-западным ветром. Ветер раздувал небольшую волну до 0.7 м высотой и лишь немного мешал на подходах к острову Мёккерикё, когда мы искали место для стоянки. На том месте, где мы планировали заночевать уже стояла небольшая баржа с рыбаками.

Важно помнить о том, что острова западного архипелага Ладоги довольно сильно загажены во время холодной войны, особенно острова Хейнясенмаа, где из-за множества испытаний до сих пор сохраняется опасный уровень радиоактивного загрязнения. Острову Мёккерикё, где мы заночевали, тоже досталось, но уровень фоновой активности здесь теперь в норме. Тем не менее, располагавшиеся неподалеку от места нашей стоянки (как и всюду по острову) старые захоронения ядерных отходов с проржавевшей колючей проволокой, знаками радиационной опасности и неизгладимым духом военщины, безусловно добавляли путешествию особого шарма. Белая ночь позволила нам спокойно зачалиться в 12 ночи, разбить лагерь, поужинать, выпить и засветло (в час ночи) улечься спать.

Мёккерикё

Следущим утром, мы весьма бодро собрались и стартовали в сторону острова Малый, лежащего примерно на полпути между Мёккерикё и южной оконечностью Валаама. Ветра почти не было и солнце палило нещадно, сжигая все неприкрытые части тела. Ладога при такой погоде совершенно скрадывала дистанции и поэтому оценка по визуальным ориентирам без четкого знания расстояний была бы абсолютно неадекватной. Даже с такими хорошими ориентирами, как маяки. В какой-то момент мы сравнили наши визуальные оценки текущей удаленности от острова Малый с приборными данными, и выяснили, что там, где расстояние казалось не более полутора километров на самом деле было семь.

Маяк острова Малый – реальный хайтек доперестроечных времен, когда-то имел электроснабжение от портативного ядерного реактора, который во времена крушения СССР был опрометчиво разграблен на металл. Вандалы, койи приложили к этому руку, и которые, несомненно, уже давно почили в бозе, таким образом загадили радиацией весь остров, и в особенности сам маяк. Поэтому на остров мы не высаживались, а лишь сделали пару фотографий под шумный аккомпанемент растревоженных чаек.

Остров Малый

Следующей точкой маршрута стал остров Дивный возле южной оконечности Валаама. Это замечательное место с разогретыми солнцем камнями, на которых было так замечательно поваляться и отдохнуть, с холодной водой и красивейшими видами задержало нас немного дольше, чем мы планировали.

Остров Дивный

Пересечение Ладоги через Валаам 2013.

Пока мы отдыхали, перекусывали и ленились, раздуло свежий северо-западный ветер, который на второй части дневного маршрута становился для нас встречным.

Надо отметить, что в этом году, всязи с некстати случившимся приездом скучающего царя на Валаам и жестким предупреждением МЧС о полчищах сопровождающих его злобных ФСОшников, буквально заполонивших архипелаг, мы решили не искушать судьбу и отказались от идеи пройти остров Лещевым каналом и речкой Иордан. Вместо этого мы решили просто объехать Валаам с юга и взяли курс прямиком на Байонные острова.

Встречный ветер на этом участке снижал нашу скорость до 4 км в час и потому общий дневной километраж в 30 км кажется не соответствующим затраченным усилиям. Как бы то ни было, но высадившись на самый западный остров из группы Байонных, мы обнаружили здесь лагерь группы туристов-водников, состоящей преимущественно из дам бальзаковского возраста, во главе с гидом Сергеем – настоящим и махровым «визбором». «Визбор» придирчиво осмотрел наш стафф и лодки, попробовал наши весла, но как истинный турист со стажем отметил, что он поборник чистого олдскула и реальной аллюминиево-брезентовой снаряги. У него, кстати, в отличие от нас, было официальное разрешение от властей Валаама на постановку здесь лагеря и мы, опасаясь шныряющих по архипелагу ФСОшников, напросились остались здесь на ночь под прикрытием его ксивы.

Пересечение Ладоги через Валаам 2013

Поздним вечером, когда мы уже точили лясы на берегу с кружкой чая, к нам в гости пожаловала нерпа, намереваясь, видимо, выйти на берег. Мы мгновенно замерли и потянулись к камерам. Но как мы ни старались не шуметь, нерпа нас засекла и не стала рисковать, уйдя обратно на глубину.

…Крайний день пути оказался ветреным. Северо-западный ветер постепенно набирал силу и менялся на чисто западный. Стартовав в районе двенадцати мы, подгоняемые ветром, довольно быстро доплыли от Байонных до самого восточного из Крестовых островов и зачалились передохнуть. Стоило нам вылезти из лодок и достать примус, как из кустов появился какой-то молодой человек в шортах. Человека в шортах звали Роман и он оказался соло-путешественником из Перми. Мой земляк путешествовал на полном серьезе. К моменту нашей встречи он был в пути уже неделю и приплыл, двигаясь по островам западного архипелага из Приозёрска. Плыл он на ладоге-одиночке и завис на Крестовых ожидая, когда высохнет проклеенная на всякий случай шкура его лодки. Дальнейший его маршрут предполагал переход на восток до острова Мантсинсаари и возвращение в Приозёрск уже по периметру озера – по шхерам северного и западного берегов. Впереди, по его прикидкам, у него было еще две недели пути.

Пожелав ему удачи мы двинули в сторону Ууксы. Саня вышел немного раньше нас с Лехой, поскольку руль на его «Капелле» работал неважно и заметно снижал скорость продвижения. Оказавшись в роли догоняющих мы с Лехой занялись серфом. Ветер нагонял почти метровую волну и наиболее высокие валы совсем неплохо подвозили. Средняя скорость на данном участке составила 10 км в час, а максимальная на серфе — 16 км в час. Так, в достаточно спортивном режиме, пройдя завершающие 30 километров, мы и добрались до песчанного пляжа за мысом Маркинниеми, что недалеко от волока.

Пересечение Ладоги через Валаам 2013

Лехины расчеты оказались ислючительно точны и заказанный им по телефону еще с Крестовых островов уазик приехал на берег ровно через пять минут после того, как мы зачалились. Наше пересечение Ладоги на этом закончилось. Мы отметили событие шикарной сауной в Ууксу, а рано утром, отоспавшись в уютном домике на базе, поехали в Москву.