Петровский марафон — 2016

Статью читать под аккомпанемент героического викинг-металла скандинавских бородачей в рогатых шлемах, рвущихся сквозь бури и шторм в Вальгаллу. За подходящим репертуаром обращайтесь к Михе С. 🙂

11 июня

22:00

С: …Только что доехали, наконец, на базу «Кошкинский фарватер». Здесь очень круто. Рыбацкий рай, однозначно. Это всего в четырех километрах от Орешка, места старта Петровского марафона. Ладога штормит, ветер мотает верхушки деревьев. В сумраке белой ночи на озере хорошо заметны множественные белые барашки. Периодически идет горизонтальный северо-восточный дождь. Очевидно, что прогноз на виндгуру оказался в точку. Завтра предстоит весьма интересная гонка…

М: …Приехали на означенную выше базу и, о чудо! – на базе оказалось место для ночлега! Всю дорогу от Питера до Ладоги погода портилась больше и больше, начался проливной дождь, порывы ветра ощущались даже сидящим в машине, плыть по такой погоде в 10 вечера на «Орешек», ставить там палатку… В общем, хорошо, что не пришлось! Хотя весь день в Питере погода была весьма приемлемой, дождя не было, лютого холода тоже, так что о варианте ночевки на базе я даже не задумывался. Но ветер уже днем был ураганным – прошелся по Дворцовому мосту, посмотрел на волну, с трудом удержался от судьбы Мэри Поппинс и не улетел вместе с попутным ветром куда-то в Финляндию. И вот теперь стою на берегу Ладоги, наблюдаю средней силы шторм и с интересом ждем с Серегой завтрашнее приключение…

12 июня

07:00

С: …Принимаем с Михой решение не тратить силы на лишние 4 километра от Кошкино до Орешка. Прогноз четко показывает, что вторая половина дистанции Марафона будет проходить в условиях сильного встречного ветра, а это значит, что энергию следует экономить…

08:30

С: …Только что высадились на Орешке. Сыро и ветрено. Палатки до сих пор стоят. Судя по лицам их обитателей, ночевка здесь была не самой комфортной. Регистрация уже идет в шатре на южной оконечности острова. Направляемся туда. Порывы ветра угрожающе раскачивают это сооружение. Входим… Сергей Суворов философски замечает, что обязанность каждого входящего – удерживать шатер, дабы его не сдуло, а судейская команда могла спокойно работать. Получаем номера, значки, путевые листы и уходим бродить по острову.

М: …Траверснули Неву. Оказалось, что течение в устье довольно-таки приличное. Это безусловно радует, ведь впереди почти 70 км. По гладкой воде задача мне кажется невыполнимой, а с течением должно быть полегче. Зарегистрировались, получили всякие ништячки в виде наклеек, значков и путевых листов, и я решил разведать обстановку. Крепость с тех самых Петровских времен, местами стены основательно разрушены, но все равно строение внушительное и монументальное. На территории несколько полуразрушенных строений, в том числе церковь из красного кирпича. Вообще с пейзажем ознакомился еще в Москве – открыл для себя интересные сьемки Петербурга с высоты птичьего полета – для этого на Яндекс.картах нужно включить режим панорам дорог (кнопочка «Биноклик») и в Питере и окрестностях появятся круглые значки с воздушным шариком. Если тыкнуть в него, то можно увидеть панорамную фотографию этого места с высоты птичьего полета. В частности, Орешек и Петропавловская крепость смотрятся внушительно, рекомендую поглазеть всем. Жаль, в Москве подобных планов нет.

09:30

С: …Потихоньку готовимся к старту, номера наклеены, снаряжение проверено. Задержавшийся народ лихорадочно пересекает реку с правого берега. Замечаю, что утреннее затишье заканчивается и вновь начинает раздувать. Решаю сделать разминку, чтобы не замерзнуть… Внимательно разглядываю пару одиночных каяков, хорошо известных регулярным участникам Марафона. Красивые самодельные деревянные лодочки. Критически оцениваю обводы… Общий рокер минимальный, но при этом есть выраженная закаячка по носу и корме… По гренландски маленький кокпит. Несомненно, весьма быстрые в умелых руках…

М: …Полчаса до старта, неторопливо разминаемся и оцениваем соперников. Некоторые лодки необычной формы, но смотрятся очень быстроходными. Наблюдаем даже одну спортивную байдарку-двойку. Ребята должны быть большими профессионалами, поскольку по опыту знаю, что спортивные байдарки чрезвычайно верткие и требовательные к гребцам. А тут прогноз обещает волны, ветер, быстроходные и не очень суда, которые также будут давать приличную боковую волну. Но если парням это не помеха, то они явные претенденты на высокие места! Какой-то товарищ с интересом разглядывает наши с Серегой снаряды и начинает мне рассказывать про крутого мужика – победителя то ли 2-х, то ли 3-хлетней давности, то есть про Серегу. Улыбаюсь и с интересом слушаю. Примерно в 09:55 организаторы зычно называют призывать участников для группового фото. К сожалению, многие участники задержались в очереди на регистрацию, многие не успели приплыть вовремя, поэтому на фото присутствует, наверное, только половина участников. После фото мчим садиться в лодки, поскольку места на берегах мало, образуется очередь…

10:00

С: …Выползли на старт и ждем, пока не пройдет сухогруз из Питера. Народ до сих пор подгребает на регистрацию. Мне кажется, что в интернете регистрировалось больше народа, чем сейчас находится на старте. Удивленно таращу глаза на спортивную байдарку двойку. Испытываю сложные чувства. Как мне кажется, текущие условия на реке не позволяют спортивному снаряду далеко уйти – волна просто должна залить это гладководное судно через кокпит. И смешные по каякерским меркам брызгозащитные юбки здесь не помогут… Впрочем, если ехать достаточно быстро…

М: …Выехал на старт, Серега садится в лодку. Организатор объявляет двухминутную готовность, давая пройти барже. Вспоминаю, что на моей лодке необходима помощь товарища, чтобы выпустить скег. Но как только Серега подгребает ко мне, судья выпускает стартовую сигнальную ракету, и участники бросаются вперед. Придется ехать без скега. С криком «Ура!» разгоняемся и начинаем многочасовой марафон…

10:15

С: …Стартовали и уже разогнались. Куча разномастных лодок еще не разбрелась по реке и, вслед за лидерами, забирает к правому берегу. Решаю никому не мешать и беру левее. Впереди, как и следовало ожидать, насколько двоек. Парни явно настроены на результат. Они резво отрываются на стартовом рывке, стараясь занять максимально выгодные траектории. Жестко останавливаю разгорающийся в душе азарт и концентрируюсь на том, чтобы не спеша разогреться. Старому коню на это нужно километров десять, не меньше…

М: …На старт вовремя вышли очень немногие, но стартовавшие вовремя первые несколько минут идут плотной группой. Однако, сразу выделяются лидеры и Серега в их числе. Он сразу уходит на фарватер, отделяясь от основной группы, идущих по правому берегу. Понимаю, что цепляться за него не стоит, поскольку кончина моя тогда окажется преждевременной и никем не оцененной, поэтому решаю идти в своем темпе. Главная цель – доплыть, все-таки условия жесткие, а дистанция заоблачная…

11:15

С: …Наконец адаптировался и вошел в режим марафона. Кировск остался позади, скоро река начнет поворачивать на запад. Справа Пески, а потом… А потом начнется именно то, ради чего мы здесь все собрались. Миха подотстал. Травма плеча все-таки сказывается…
Вспоминаю, как Леха Шишков – руководитель клуба Три Стихии, предложил мне в этом году «зарубиться» на R17 от Storm Kayaks. Мысленно гоняю слово «зарубиться» по кругу. Оно мне реально нравится т.к. очень подходит к тому, что сейчас начнется. Между тем, R17 идет более чем хорошо. С учетом серьезной морской закаячки этой лодочки, едет вперед она просто фантастически быстро. Соперники маячат впереди. Стараюсь не отставать слишком далеко. Довольно тесной группой в этом году едут лидеры. А быстро-то как!
Ижорский спасательный катер периодически отваливает от группы лидеров и проезжает взад и вперед, контролируя ситуацию на реке. В этом году просто здорово работают ребята. Чувствуешь себя в безопасности и уюте когда есть такая поддержка…

М: …Прохожу Дубровку. Страдаю от невыпущенного скега. Очень страдаю. Волна меня сбрасывает и от этого лодка сильно заруливается направо. Но, несмотря на это держусь занятого в начале гонки места, вижу спины лидеров, вижу как монотонно форсмачит Серега, ежеминутно уменьшаясь в размерах из-за увеличившейся дистанции. Однако, лодка меня радует. Большим профессионалом в марафонских заплывах и морском каякинге не являюсь, но понимаю, что еду достаточно быстро и все это благодаря лодочке. В целом успешно соперничаю с каркасными двойками. Это вроде бы неплохо…

12:00

С: …Да, собственно говоря, не так все и плохо с погодой! По крайней мере, пока…
Ветер, заворачивая вдоль русла, поддает справа-сзади совсем неплохо. На траверзе Оранжерейки скорость подбирается к максимальной – прохожу самую быструю часть реки – Ивановские пороги. В прошлом году здесь был сущий адъ. В прошлом году я ехал на шестиметровой, узкой (47 см) гоночной лодке от Sea Birds Design. Ветер, дующий против течения, создавал на этом участке очень высокую и крутую волну в стиле сулоя, что делало прохождение этого участка на спортивном снаряде делом весьма нетривиальным. В этом году я еду на реальной морской лодке и потому волна меня совершенно не беспокоит.
Однако, очень интересно, что делается там за поворотом после Больших порогов…

М: …Проплываю ж/д мост после впадения реки Мга. Изрядно устал и решил жрануть углеводиков и попить водички. Вроде полегчало. А еще начал появляться интерес сколько же осталось. вспоминаю, что на деке передо мной лежит GPS, и он настроен на точку промежуточного финиша в Усть-Ижоре. Пишет, что осталось около 13 км. Вроде бы немного! Кладу его перед глазами и с этого момента считаю метры. Из режима «Спортсмен», в котором начал дистанцию и проплыл около 1,5 часов перехожу в режим «Задолбавшийся спортстмен с больным плечом»…

12:15

С: …Твою ж мать!
Конечно, метеор выехал из-за поворота именно тогда, когда я выхожу из узкого участка к устью Тосны! Теряя скорость и время, без промедления сваливаю к отмели на траверзе Больших Порогов. Низкий рев предупредительного гудка тяжким эхом разносится над Невой, подчеркивая мощь тысячи лошадинных сил, стремительно приближающихся на воздушных крыльях.

М: …С правой стороны проплывает остров. Сейчас пишу статью и вижу на карте, что он называется Главрыба. Если б знал об этом на дистанции, то поржал бы – поклон Михал Афанасьичу за увековечивание этой сугубо совковой аббревиатуры…

12:30

С: …Ну, дождался, наконец.
Начинаю «зарубаться»… Встречный ветер во всей неприкрытой красе! Прогонный участок довольно длинный, поэтому начинается невысокая, но злая волна с барашками. Часть лидеров, включая одиночников, проходит этот участок под правым берегом, по-видимому, пытаясь укрыться там от ветра. Я лезу в самую гущу волн, по опыту зная, что трюки с объездом здесь не сработают. В этом месте всегда высоки шансы на образование волн с барашками. В этом году, конечно, ничего критичного, ветер плотный, но не штормовой. Порывов почти нет, так что незачем стесняться. Впереди меня идет ладога-двойка. Парни тоже не стесняются проехать этот участок без лишних кружных маневров. И да… На встречном ветре двойки начинают заметно отрываться от меня. Ок, никто и не говорил, что будет легко. Парни на одиночках остались справа от меня, объезжая бурляшки. Как же быстро все едут в этом году, елки-палки! Скорость лодки против ветра заметно снизилась. Начинаю привычно хитрить и переключать стили гребли, подгружая разные группы мышц, чтобы оптимально распределить нагрузку.

М: …По циферкам на навигаторе понимаю, что влетаю в зону Ивановских порогов, скорость движения колеблется в пределах 14-16 км/ч, максимальная скорость зафиксировалась на отметке 16,6 км/ч. Бакены пролетают мимо с внушительной скоростью, если зевануть и прощелкать, то можно и впечататься в какой-нибудь из них. Повышение концентрации и внимания позволяет забыть насколько же я задолбался…

13:20

С: А вот и Ижора…
Что за черт! Выскакиваю на берег, бегу к КП, а там только несколько зрителей! Чувствуя себя довольно странно, говорю, что мне нужна печать на путевом листе. Народ смотрит на меня как на дурака и говорит, что печати здесь нет, а девушка, которая главная, куда-то отошла. Блин! Вспоминая, как быстро едут в этом году лидеры Марафона, начинаю нервничать. Через пять минут хозяйка красивой палатки на берегу таки прибегает и говорит, что она просто записывает время и номера лодок. Ничего не понимаю, но нет времени на разговоры. Похоже, я подъехал слегка не вовремя. Что ж, прошу записать меня куда положено и чешу к лодке. Жаль потерянных десяти минут. Ведь это больше километра дистанции! Селяви, бывает и такое. Закидываю в себя немного углеводов, запиваю водой и гребу дальше.

М: …Ивановские пороги позади и река круто повернула на северо-запад. Как раз навстречу ветру с дождем. После гонки в посте кого-то из участников увидел слово «Мордовинд», очень точно отражает происходящее. А еще в голову закрадываются упаднические мыслишки и надежды, что гонку отменят. Ибо волна растет, ветер встречный, холод лютый. Подозреваю, что в границах Петербурга, где Нева одета в гранит, волнение будет еще больше и не будет природных берегов, которые смогут эту волну погасить…

13:30

С: Решаю не останавливаться в Богословке. И так потерял кучу времени! Лидеры гонки снова умчались вперед, я их даже не вижу. С досады начинаю «рубиться» уже на полном серьезе, без всякой там продуманной экономности. Возникает глупая мысль, что непредвиденная задержка в Ижоре нагнала уровень адреналина в крови до оптимального уровня.

М: …Сил вообще нет. Вот совсем нет. До Ижоры с километр, иду вдоль правого берега, лодки передо мной почему-то и не думают траверсить к промежуточному финишу на левый берег. А вдруг навигатор врет и еще плыть и плыть? Но нет, пара лодочек отделяется из группы и отправляется на другой берег, я за ними…

13:40

С: Ага, соперники тоже были вынуждены потерять немного времени на КП! Вижу впереди три двойки, похоже, я чутка приблизился к ним. Мысленно пересчитываю, сколько лодок должно быть впереди. Что-то не сходится. Должно быть 5 двоек. Куда-то исчезли две лодочки. Либо сошли, либо оторвались за горизонт. Потом разберемся…

М: …Ура! Промежуточный финиш! Практически уверил себя, что сейчас гонку закончат. Чалюсь, вылезаю из лодки под приветственный виват графа Меньшикова. Достаю маршрутный лист и поднимаюсь к судьям. Ни одной приметы досрочного окончания гонки не наблюдаю и понимаю, что надо продолжать. Очень не хочется, очень хочется в тепло и лечь. Спрашиваю у судьи далеко ли до финиша, милая барышня с затаенной грустью и жалостью произносит «Далеко…» Пожираю сникерс, отливаю лодку, сажусь и снова в бой! Режим «Спортсмен» остался где-то в прошлом, от Усть-Ижоры отчаливаю в режиме «Турист». Забил на технику гребли, короткие визборские гребки, для поднятия собственного боевого духа пою песни. Ветер настолько сильный, что сам себя не слышу, приходится горланить в голос. Как ни странно, это помогает! Вот вам проверенный лайфхак – когда вы гребете и подыхаете от усталости, спойте что-нибудь героическое!

14:20

С: Вот нравится мне Вантовый мост и все тут!
Во время марафона 2013 я утопил здесь часы. Так вот… Просто незаметно расстегнулся ремешок, часы соскочили на деку лодки и аккуратно, как в замедленном кино, съехали в воду. Нева приняла этот скромный дар даже без всплеска. Запомнилось…
Прислушиваюсь к общему состоянию – силы есть, но встречный ветер выматывает значительно быстрее, чем бы хотелось. Я до сих пор вижу впереди парней на двойках, но дистанция между нами все время растет. Похоже, и вправду нужно строить (как говорят некоторые знакомые спортсмены) «солидный аэробный фундамент». Надо тренироваться, да.
Оглядываюсь. Есть стойкое ощущение того, что кто-то подсел мне на хвост. Решаю, что это парни в одиночках меня настигают, подотстав на КП в Богословке. Прибавляю темпа. Хватит филонить! Пора уже грести без дураков.

М: …Несколько минут назад проскочил 2-ю промежуточную контрольную точку в Богословке, многие останавливаются там, надеюсь, что отыграл потерянные в Усть-Ижоре позиции. Бодро обходит соперник на оранжевом одиночном сияке, но сил упираться нет, поскольку еще плыть и плыть, а сил очень немного…

15:00

М: …Ровно через 5 часов после старта проплываю под вантовым мостом КАДа. Все, я в Петербурге! В голове рисуются идиллические картины, что Питер маленький и буквально за следующим поворотом появится высоченный шпиль Петропавловской крепости… На радостях во всю глотку прогорланил нашу клубную народную «+1, 0, +2»…

15:20

С: Ветер в харю, я фигарю. Лодка едет – просто огонь. Может потому, что в голове застряла фраза из учебного клипа по каякингу: «you have to keep the boat going — you have to keep…» («вы должны следить за тем, чтобы лодка двигалась – вы должны…»).
Да двигается, черт возьми, двигается! Давит себе короткую злую волну и не доставляет проблем. До чего же хороша на волне, зараза!
Кстати, наездил я на этой лодочке в испытательном режиме уже почти 400 км. Достаточно, чтобы понять нюансы. Есть там, конечно, парочка штук, которые бы еще доработать… Главное общую форму оставить без каких-либо изменений. Потому, что в целом получилось нечто очень мореходное. Признательность создателям за это, молодцы.
Нет! Ощущения, что кто-то у меня сидит на хвосте, не обманули! Сзади нагнала еще одна Ладога-двойка. По крайней мере, мои подсчеты числа впереди идущих лодок были верны. Что же, попробую за нее зацепиться… Только вот сил на это уже остро не хватает.
Итак, скоро траверз устья Охты, потом финальный поворот Невы к Литейному…

М: …За кормой остались громады белоснежных пассажирских лайнеров, припаркованных в южном пассажирском порту. Красивые, огромные корабли. Проплываешь мимо них и ощущаешь себя песчинкой…

15:55

С: Здравствуй, Литейный мост.
В прошлом году кое-кто решил здесь поплавать… За Литейным при северо-западных ветрах легко может формироваться ветро-волновая аномалия. Но сегодня все нормально. Вижу финиш. Надо бы традиционно прибавить, но уже особо и нечем…

М: …По городу грести интереснее, это факт! По берегам рыбаки, машины, указатели – город, одним словом. Но гранитные берега дают о себе знать – волны со всех сторон образуют «жвачку», которая мурыжит мой красненький R17 и не дает расслабить булки. Обошел оранжевого сиякера, видимо тоже устал, поскольку я вроде бы и не ускорялся…

16:05

С: Финиш в 100 метрах!
Прогулочный теплоходик пересекает мой курс, с него весело кричат какие-то молодожены. Свадьба. Машу рукой в ответ. Блин, оказывается, я реально устал. Подъезжаю к финишу подсев на волну от этого самого теплоходика. Петр Алексеевич уже здесь. Финишировавшие раньше меня ребята приветственно машут руками. Салютую государю-императору и лихорадочно соображаю как мне так умудрится самостоятельно выбраться из лодки не свалившись при этом при всем честном народе… Получается…
Финиш.
Все классно! Спасибо лодочка, что ехала как огонь! Спасибо, организаторы, что все это устроили. Виват всем участникам, потому что вы все большие молодцы!

М: …Люблю ориентирование! Плыву по городу и пытаюсь найти какие-то географические привязки, чтобы понять насколько далеко осталось. И нахожу – передо мной мост, а на указателе на набережной написано, что это «Мост Александра Невского». А, значит, храм на левом берегу – Александро-Невская Лавра. А это начало Невского проспекта, а Невский проспект – это центр, а центр – это финиш, а финиш – это отдых. После такой логической цепочки жизнь становится краше, понимаю, что конец все-таки уже не за горами…

16:35

М: …Слева Смольный, весь в лесах. Силы вновь оставляют, решаю на минутку остановиться дабы сожрать половинку сникерса. Углеводики побежали, вроде силы есть, Нева круто поворачивает налево, решаю траверснуть, чтобы срезать. Уже узнаю пейзаж справа – там прошлой осенью был Бегущий Город. И мы добрались до этого места пешком!

16:50

М: …Прохожу излучину Невы вдоль левого берега и вдруг из-за высоких гранитных берегов появляется огонь. Присматриваюсь – факел на растральной колонне. А через пару минут и шпиль Петропавловки в небо воткнулся! Все! Вновь душа запела, вновь песню про Ленинград… А огни на растральных колоннах увидел вообще второй раз в жизни, очень внушительное и воодушевляющее зрелище, особенно в сложившихся обстоятельствах!

17:05

М: …Литейный мост. Справа стрелка с Большой Невкой, где еще совсем недавно стояла на вечном причале «Аврора». Посещают мысли, что очень не хочется перевернуться в этом месте – до любого берега черт знает сколько плыть, вокруг снуют туристские катерочки, на попытку эскимоса сил скорее всего не останется. Но волна небольшая, проблем не вызывает, да и лодочка ведет себя более чем адекватно, ни разу не намекнула на какой-то свой недостаток…

17:10

М: …Прохожу Троицкий мост под самым правым прогоном, только что катер МЧС прогнал к берегу двойку, которая шла не по крайней правой траектории.
Финиш.
Все! Приветственный «Виват!» от Петра Алексеевича, Серега помогает выбраться из лодки, медаль, путевой лист с факсимильной печатью государя императора. Оказывается я 4-й в одиночках, доволен, как слон. Говорят, что пока финишировали очень немногие. Оранжевый сиякер в итоге отстал минут на 10, эту микродуэль я выиграл и очень этим доволен.

В качестве итогов – мероприятие потрясающее! Огромное спасибо всем организаторам, все на высшем уровне! Катера страховки проносились мимо регулярно, поэтому утонуть бы вряд ли получилось, старт вовремя – пунктуальность всегда радует, красивые медальки, доброжелательные участники, судьи и все-все-все причастные к Марафону… Ну и, конечно, государя императора, самодержца Всероссийского Петра Алексеевича с днем рождения! Виват!

P.S. Нельзя не сказать про лодочки! Благодарности магазину удивительных и полезных товаров Paddler.ru за предоставленные лодки R17! Они огонь! Серьезно! И они российского производства. Конструкторам, испытателям и всем причастным к их изготовлению жирный респект, вы хорошо поработали, сделали отличную лодку, уверенный конкурент зарубежных аналогов!

Серега Л и Миха Б.

Июнь 2016.