Соловецкая кругосветка 2014
На первое собрание по Соловецкому трипу я слегка опоздал и был чрезвычайно удивлен атмосфере, царившей в нашем клубе. Я ожидал сборища в традиционном стиле, когда по делу говорится 15 минут, а остальные 1,5 часа уходят на то, чтобы поржать, попить чаю и потравить бородатые байки. Вместо этого я увидел погруженное в полумрак помещение, с картой Соловецкого архипелага на экране проектора и услышал ужасающие разговоры о ежедневной дистанции 50-60 км и совершенно непонятные рассуждения о течениях, приливах, отливах и фазах луны, сопровождающиеся просмотром жутких таблиц и графиков. Стало слегка стремно, но отступать было некуда.
За неделю до отъезда Серега провел мастер-класс по спасению себя в случае отстрела. С разным успехом все научились, как забраться в лодку, не вылезая на берег с помощью товарища или без оной. Единственным смущавшим фактором была температура воды – на базе во время обучения была лютая жара, однако, после продолжительного нахождения в воде было весьма зябко. Каково же будет в Белом море при температуре воды порядка 12 по Цельсию, да еще и при сильной волне? Забегая вперед, сообщу, что применить полученные навыки в Заполярье не довелось никому. К счастью.
В день погрузки, пока все сидели в ожидании Главбады, в клуб заскочил Миха Пыльнев с тортиками. Тортики были восторженно приняты, также как и Миха, поскольку он поведал, что буквально месяц назад мочканул Соловки в одиночку, и маршрут у него был посложнее нашего. Однако, вот он, веселый и жизнерадостный, с рассказами о неудобствах, причиняемых чайками, которые старательно гадили на одинокого сиякера. После его рассказа мы слегка успокоились, решив, что раз Миха успешно одолел маршрут, то мы своей шумной и дружной компанией в 8 человек и подавно справимся.
Однако, прежде чем попасть на побережье Белого моря необходимо было принять участие в 3 этапе Кубка России по кануполо, который проходил в Иваново. Рассказывать о турнире не хочется, поскольку выступление наших команд удачным не назовешь, да и Ивановская Уводь не располагает к игре в кануполо.
Но речь не об этом. После награждения 4 концессионеров прыгнули в Шишкарус и помчались в Ярославль, где к ним планировали присоединиться еще 3 смелых и отважных. Последний смелый и отважный Макс будет подхвачен на следующий день в аэропорту Петрозаводска. Благополучно добравшись до Ярославля и с чрезвычайным аппетитом отобедав в этом славном городе, автобус с 3 этажами лодок на крыше помчался на север. Дорога в целом порадовала. Единственным участком, подобным Сталинграду после той самой битвы, была Вологда. А после выхода на Мурманскую трассу сон зоков не тревожила ни одна кочка или трещина в асфальте – дорога идеальная, как будто в Финляндию попали!
В полдень понедельника успешно подобрали Макса в аэропорту Петрозаводска и продолжили путь в сторону Кольского полуострова. Прибыли в Кемь по графику, часов в 7 вечера. Теперь предстояло разгрузить бас, распихать барахло по лодкам и выйти примерно в 22:30, чтобы попасть в прилив. Эта задача была успешно выполнена, наша эскадра вышла в море.
Задачей первого перехода было достигнуть островов Русский и Немецкий Кузов и заночевать на одном из них. В это время солнце неспешно закатывается за горизонт и полностью исчезает из виду лишь к полуночи. На воде не было ни малейшего волнения, лодки скользили как по маслу в лучах заходящего солнца, вокруг россыпью располагались небольшие необитаемые островки Кемского архипелага… Любителей северной природы эта картина не оставит равнодушными! Расположились на ночевку на о. Русский Кузов около 2 часов ночи, затратив на без малого 22 км чуть больше 3,5 часов. На берегу разбили лагерь, наскоро отужинали и завалились спать. Однако, перед отбоем произошло одно небольшое событие – на песчаном пляже рядом с припаркованными лодками нашлись какие-то странные следы – на собачьи или волчьи они не походили, поскольку имели большее количество пальцев. Покумекав, все сошлись во мнении, что это следы росомахи. Это открытие помешало спать Сереге, который утром рассказывал, что не спал полночи, просыпаясь от любого шороха и ожидая увидеть вломившуюся в его палатку дикую росомаху. К счастью, все обошлось.
На следующий день нам предстояло выйти часов в 10 утра и преодолеть самый большой путь – следующая ночевка предполагалась на северной оконечности Большого Соловецкого острова. В 10 выйти, разумеется, не удалось. Задержались на полчаса. За часок подошли к крайнему острову Кемского архипелага – о. Олёшин. По пути заметили на одном из крошечных островов упитанного зайца, который непонятно как жил на этом куске скалы, поросшей редкой травкой и мхом. Надеемся, что хотя бы зайчиха на этом острове есть, и это счастливое семейство коротает и без того короткое северное лето, запасая на зиму заячью капусту. Но вернемся к острову Олёшин. Мы стоим возле него, Феллини выбрался на берег и хочет заснять, как наша флотилия начинает путь в открытое море. Перед нами порядка 12 километров открытого моря и на горизонте тоненькой спичечкой виднеется одинокий маяк на о. Топы, располагающийся как раз на полпути к Большому Соловецкому острову. Снова везет с погодой, практически нет ветра и светит солнце, иначе маяка мы бы не увидели и пришлось бы идти к нему по приборам. Дорога к маяку оказалась очень приятной – в спину поддувал легонький бриз, периодически приносящий волну, на которой можно было прокатиться. До Топов мы добрались часа за 1,5. На острове мы высадились и первым делом полезли обследовать маяк. Внутри оказалось весьма миленько, до самого верха вели практически не гнилые лестницы, а площадки внутри маяка были порядочно удобрены чайками. Лампа маяка на первый взгляд выглядела исправной, а практически все окна в стенах были разбиты. Лехе на острове повезло с кадром – на нагретом солнцем плоском камне нежилась здоровая толстая нерпа, которая подпустила режиссера практически вплотную и только после этого нехотя уползла в море. Вообще, к этому моменту мы начинали привыкать к этим замечательным ластоногим – они периодически возникали в нескольких десятках метров от флотилии и провожали разноцветные лодочки своими усатыми мордами.
С Топов можно было уже разглядеть на горизонте Соловецкий монастырь, но наш путь лежал не туда. Мы решили двигаться к мысу Белужий, в тайне желая застать возле этого мыса Белух, поскольку название такое дано ему не зря. Путь оказался непростым – шел прилив и поэтому приходилось грести против течения. Еще и ветер периодически становился встречным. Скорость упала до 4-6 км/ч. Пока мы догребли до Белужьего мыса, прилив сменился отливом, и мы были вознаграждены за старания – возле мыса мы встретили целую стаю Белух, особей 15. Они грелись на мелководье, шумно дышали и неторопливо плавали вокруг лодок и под ними. Зрелище исключительно завораживающее! Огромные киты, длиной метров 6, плавают вокруг тебя и проносятся под твоей лодкой. Около 15 минут продолжалась эта чудесная идиллия с дикой природой, после чего белухи уплыли в море, видимо не очень обрадовавшись соседству с нами. Воодушевленные встречей с китами, мы устроились на обед. Совершив вояж в поисках пресной воды, мы вернулись с пустыми руками. Пока мы неторопливо обедали и отдыхали от утомительной гребли, на горизонте загрохотало. На западе над материком потемнело и загремело, стали видны размытые следы дождя. В это время мы продолжили путь. Зрелище было потрясающее! Слева от нас гремела настоящая гроза, сверкали молнии, грохотал гром, висели ужасающие черные тучи, а над нами плыли лишь неопасные серые облачка, и ни капли дождя не капало сверху. Опасения, что гроза нас настигнет и накроет, не оправдались – мы плыли на север, а грозовые тучи унеслись на юг.
Обогнув самую западную точку острова, мы начали приближаться к окончанию 2 ходового дня. Грозовые тучи исчезли на юге, мы плыли в полнейший штиль, море было зеркально гладким. Не спеша мы доплыли до Двинской губы и решили заночевать там. План этого дня был выполнен, мы одолели больше 51 км, а учитывая встречное течение, с которым мы боролись часть пути, и того больше. Неутомимые Саня с Антоном отправились на поиски пресноводного озера для пополнения наших запасов. Остальные не торопясь разбили лагерь и приготовили ужин. Водоносы вернулись ни с чем. К озеру они пробивались сквозь бурную растительность, по их рассказам сравнимую с джунглями Амазонки, и нескончаемые болота, хотя до озера по GPS было не более 500 м по прямой. Тащить воду из такого озера было невозможно. Поэтому мы оставили эту задачу на утро, поскольку на карте было еще одно озеро – потенциальный источник пресной воды. После ужина собирались пожечь костер и немного потупить, но все были вымотаны прошедшим днем и поэтому сразу завалились спать.
На третий ходовой день группа разделилась. Нарисовались неутомимые и решительные желающие обогнуть о. Анзер, а также не поспевающие за ними. Первой группой вышли в быстром темпе Леха, Серега, Диман, Антон и Саня. Во второй группе, которая выходила на маршрут неспешно, смакуя каждый гребок, были Мыша, Валя и Макс. Перед первой группой стояла задача обогнуть о. Анзер с севера, побывав на крайней восточной точке архипелага – мысе Колгуев. После этого нужно было заночевать на южной стороне о. Анзер в пригодном для ночевки месте. На следующий день эта группа планировала вернуться к Большому Соловецкому острову, по пути обогнув и о. Большая Муксалма, и встретиться с первой группой в районе дамбы. Вторая же группа достигла дамбы за один день, благо пути было всего порядка 20 км и второй день провести в отдыхе и ожидании неистовых спортсменов. Поскольку автор не поплыл вокруг Анзера, а решил сачкануть, то и всех приключений, которые произошли с первой группой, он не знает. Надеюсь, кто-нибудь из них тоже состряпает отчетец!
А мы с Максом и Кэпом в матрасном темпе проплыли необходимые 20 км. В этот день была приличная боковая волна, поэтому мы с удовольствием покачались и покатались на валах. Сделали небольшой обеденный перерыв рядом с домиком сушителей водорослей ламинария. Около 6 часов мы выбрали место для стоянки примерно в километре пути от дамбы и разбили там базовый лагерь, в котором нам предстояло провести 2 дневки. После прибытия на место я решил не сидеть в лагере, а разведать дорогу до поселка. Дорога оказалась весьма длинной и выматывающей – порядка 1,5 – 2 часов пешком до поселка при монастыре. Оказалось, что за 7 лет с мобильной связью на Соловках ничего не изменилось и Билайн там такой же дохлый, как и во время моего предыдущего визита. Поэтому основной цели – кинуть весточку о себе на материк – достигнуть не удалось. Но удалось прогуляться вокруг монастыря, ощутить волшебную энергетику этого места и воодушевленным вернуться в лагерь. А в лагере меня ожидали изрядно нарядившиеся ромом товарищи, которые уже после моего возвращения, часов в 12 ночи отправились моей дорогой в сторону поселка искать связь. Примерно через час пути МТС поймался, были совершены необходимые звонки, произведена подпитка истощенного организма ромом, и совершено возвращение в лагерь около 3 ночи.
На следующий день в поселок за культурой и всяческими ништячками из Соловецких РайПО отправились те же неутомимые Макс с Валентином. А ваш покорный слуга остался в лагере наслаждаться одиночеством на берегу холодного моря, но в лучах теплого и мягкого полярного солнца. День прошел изумительно, целый день я замерял время приливов и отливов, читал книгу и периодически кипятил себе вкуснейший чай. А ближе к вечеру одновременно появились и пешие путники из поселка и водные странники из кругосветки. Вечер прошел в нескончаемых разговорах за кружкой крепкого чая и жужжание неистового количество мошки.
На вторую дневку в поселок отправились все, кроме гулявших вчера Макса и Валентина. Погода не менялась – стояла жара и палило солнце. Придя в поселок, удалось найти моего прекрасного друга детства Илюху, который в это же время проводил школьный лагерь с детьми. Он нас сориентировал на острове, где найти баню, где найти экскурсию по монастырю, как тут вообще все устроено, а в завершении накормил вкуснейшим обедом – настоящим гороховым супом. После надоевших «Кружек» из пакетиков это был пир! После обеда мы отправились гулять по острову и записались на экскурсию. В это время мы еще пытались решить логистическую задачу по организации путешествия по внутренним озерам и каналам, их соединяющим. Задача вырисовывалась не очень выполнимой, поскольку до озер от порта порядка 3 км по суше, тащить лодки на себе такое расстояние совершенно невозможно, а найти транспорт, который оперативно бы нас туда забросил, не удалось. Поэтому от озер мы отказались, хотя попасть туда хотелось невероятно. Таким образом, план получался такой – в этот день мы посещали с экскурсией Кремль и потом возвращались в лагерь. Возвращаться в лагерь пешком после целого дня брожения по поселку не представлялось возможным. Попытка найти автомобиль, который справился бы с жуткой дорогой до дамбы, также не увенчалась успехом. Тогда был найден исключительно прекрасный вариант – нас довезли до дамбы на катере. Свежий морской ветер шелестел просоленными волосами, а капитанская фуражка, которую по очереди все примеряли, добавляла плаванию колорита. Вернувшись в лагерь, мы отужинали и отправились на променад на о. Большая Муксалма.
Утром мы покинули уже ставший домом пляжик возле дамбы. Погода не менялась, солнце светило, море слегка рябило, и мы отправились огибать Большой Соловецкий остров с юга. Периодически выныривали любопытные нерпы, все было хорошо. Однако, за несколько километров до финиша, когда мы проплывали южную оконечность острова – мыс Малый Печак – случился отлив. А глубина возле этого мыса очень небольшая. Поэтому часть группы, которая жалась к берегу, отлив застиг на середине пути. Пришлось бедолагам вылезать из лодок и тащить их на себе по мелководью аки бурлакам. Благо отмель была не очень продолжительная и вскоре вновь появилась возможность сесть в лодку. Через несколько километров мы причалили к очередному пляжу в стиле Баунти – белый песок, теплое солнце и исключительно райский вид вокруг. В соседней лагуне находился один из местных достопримов – Переговорный камень. Как мы узнали вчера на экскурсии, возле этого камня состоялись переговоры представителей Соловецкого монастыря и Английского флота, осаждавших монастырь во время Русско-Турецкой войны в XIX веке. На месте этих переговоров лежит каменная плита с высеченным на ней каким-то текстом. Прочитать написанное нам не удалось, поскольку шрифт был трудночитаемым старославянским, да и яркое солнце сильно отсвечивало написанное. Так и не узнав, что же там написано, мы отправились в забронированную накануне баню. Погуляли еще немного по монастырю, сняли несколько изумительных кадров для фильма и к оговоренному времени явились в баню. 2 часа пролетели, как один миг и из бани вышли совсем другие – чистые, свежие и ароматные – люди. Чтобы не пачкать вымытые тела в придорожной пыли мы договорились с хозяином бани, что он нас на своей «буханке» отвезет к лагерю. Но не успели мы проехать и половины пути, как УАЗик сломался и чиниться упорно отказывался. Поэтому остаток пути мы все-таки проделали пешком. В лагере нас ожидал Макс, выбравший охрану лагеря вместо похода в баню. Пока готовили ужин, налетела гроза с дождем и сильным ветром, но я этого уже не видел, так как завалился спать сразу по возвращении.
Вновь наступило утро. От вечерней бури не осталось и следа, снова светило солнце и отсутствовал ветер. В планах было перед возвращением на Кузова через уже знакомый маяк заплыть на Большой Заяцкий остров и посмотреть на скит и лабиринты на нем. Однако, когда мы подошли к пристани на этом острове, нас встретил ни капли не дружелюбный представитель МЧС, сообщивший, что находиться на острове могут только группы, зарегистрированные в экскурсионном бюро на Большом Соловецком острове. Естественно, мы к таковым не относились, поэтому сойти на берег нам не позволили. Слегка поворчав на судьбу, бюрократию и вообще ситуацию, флот устремился к хорошо знакомому маяку на о. Топы. Маяк не изменился за наше отсутствие. Мы приготовили обед, устроили небольшой отдых и пообщались с капитаном катамарана, причалившим к острову в это же время. Он жаловался на отсутствие ветра. Поэтому парус не работал, и приходилось идти на веслах. Мы ему, конечно, посочувствовали, но сами отсутствию ветра были весьма рады. После Топов все шло по накатанной: снова 12 км до Олёшина и там поиск стоянки на кузовах. Но насладиться процессом поиска стоянки не удалось, поскольку начался прилив, и мы смогли в полной мере ощутить течения Белого моря: лодка практически стояла на месте, встречное течение составляло 5-6 км/ч, а в одном узком месте между двумя камнями даже образовалось некое подобие переката с белой бурляшкой наверху. Наконец, мы нашли идеальное место для нашей крайней стоянки на перешейке между островами Вороньими, буквально в нескольких десятках метрах от о. Немецкий Кузов. После установки лагеря и незамысловатого ужина часть группы в лице Димана и Лехи отправилась на рыбалку, а Мыша, Серега, Валя, Саня и Антон отправились исследовать Немецкий Кузов. Переправившись через небольшой пролив, встретили группу туристов из Петербурга, которых привез на это место местный житель на катере. Потом нашли единственный на архипелаге пресноводный родник и наполнили фляги кристально чистой родниковой водой, впервые с начала путешествия. В озерах вода была торфяной, с сильным хвойным запахом и желтоватого оттенка. После этого мы совершили восхождение на вершину этого острова – благо он является самым высоким в архипелаге. Описывать вид, который открылся с вершины, бесполезно. Это надо видеть. Заходящее солнце окрашивает в ярчайшие желто-оранжево-красные тона окружающие острова. На горизонте виднеется маяк, а за ним угадывается и монастырь на Большом Соловецком острове. В другой стороне после череды самых разнообразных островов виднеется материковая часть, где мы завтра и закончим свое путешествие. Идеальную гладь моря бороздят редкие кораблики. А солнце продолжает садиться, добавляя в окружающий пейзаж новых и новых красок…
Следующее утро было заключительным в нашем путешествии. В кои-то веки погода стала северной. Пока мы сворачивали лагерь, собрались грозовые тучи, и стоило нам отплыть от берега, как начался сильный дождь с грозой. Во время одного из больших перегонов между островами дул неприятный ветер, встречный морскому течению. Поэтому на воде образовывались непредсказуемые волнения, и группе приходилось держаться вместе, особо не растягиваясь. Но дождь быстро кончился, а вскоре и облака практически растянуло. С такой приятной погодой мы достигли последнего островка на нашем пути. Последние 2 км до порта вновь пришлось бороться с сильнейшим отливным течением, но это было уже неважно – Соловецкая кругосветка успешно завершилась!
Нескончаемые благодарности всем участникам и организаторам трипа! Друзья, это было абсолютно феноменально! Отдельное спасибо небесной канцелярии за предоставленную прекра-а-асную погоду! Ну и спасибо Антохе и Максу за фотки, которые я использовал в этой статье!
Всегда ваш Мыша Б.