Тур по СКольскому полуострову или «Студентики! Что ж вы себя так не бережете!»

Замечание от автора: Перед прочтением данной статьи рекомендуется посмотреть фильм «Убойные каникулы»

После четырехлетнего перерыва со сплавами я решил, что пора с этим кончать и отправился в тур по рекам Кольского полуострова. Трип изначально привлек меня своим хедлайнером – Красненькая + Кутсайоки, где я уже был 5 лет назад и у меня остался должок в виде не пройденной «Оба-ны», но и другие речки региона было интересно «пощупать». Забегая вперед, скажу, что для меня этот тур стал во многих смыслах действительно особенным…

Тур сразу начался необычно: накануне все вовремя явились для погрузки, но самое главное, что и к отправлению нашего баса все явились вовремя. Такого в моей практике еще не было. Немного отъехав от Москвы, мы употребили с отцом и сыном Клочковыми их божественного самогона, закусили все это капустным пирогом, предложенным Айдаром. Жизнь сразу заиграла радужными и позитивными красками и мы включили черную комедию «Убойные каникулы», которая стала лейтмотивом ко всей поездке: «Студентики! Что ж вы себя так не бережете!».

Доехали на базу в Ууксе мы без приключений и к назначенному сроку. Быстренько перекусили, погрузились в «буханки» и погнали на первый сплав тура. На Ууксе я был уже неоднократно, но прокатиться по лайтовым порожкам после офисных посиделок всегда приятно, да и хоть чуток раскатиться перед предстоящими Кольскими речками надо было. Сплав прошел без приключений, если не считать сознательного захода в правую бочку на «Мельнице» несколькими участниками. Немного поварившись, все ее благополучно преодолели кто целиком, а кто в виде разобранного комплекта.

Потом покатались на вальчике в «Каньоне», потом несколько раз проехали «Храмину». На «Слоне» мы, конечно же, тоже не по разу заносили лодочки. Погода стоял теплая, солнечная, румяный парень Клочков-старший радовал всех своим видом, рассекая в одном спасжилете, т.к. забыл драйтоп на базе. Короче, сплошной фан и аквапарк.

Только мы доплыли до базы и поставили лагерь, как сразу же пошел дождь. Но нам было все равно, потому что нас уже ждала натопленная банька. От души погрелись, пообщались, дружно поугарали над очередными Юрцовыми проделками. Ну а потом состоялось уже традиционное алко-музыкальное уксунпати. Было очень клево и душевно — последние разошлись уже под утро, благо белые ночи этому весьма способствуют. Единственное, что омрачило сие мероприятие, это то, что Миха Коновалов обварил руку кипятком. Хотя за 5 минут до этого я громко предупредил, что эта кастрюля непременно навернется… В прошлогоднем карельском выезде тоже была история с кипятком — хреновая традиция, прямо скажем. «Студентики! Что ж вы себя так не бережете!»

Проснулся я еще слегка пьяненьким, но довольным и счастливым. На небе опять вовсю светило солнце. Мы не спеша собрали лагерь и поехали прыгать Коренойский водопад. Тут опять отличился Миха, отстрелившись в заходной части и улетевший вниз самосплавом. Его подвиг пыталась повторить девушка из новичков (сорри, но я не запомнил имени), но ее очень удачно выловил веслом Андрюха Морсин. В общем, Коренойя без отжигов не бывает!

А затем нас ждало расставание с новичками, для которых закончился их Карельский тур, а нас впереди ждал Кольский. В моей жизни это было первый раз, что ты расстаешься с людьми, с которыми только вчера сплавлялся, и как будто бы уже конец тура, а у тебя все только начинается! Сладкое чувство!

Первой остановкой уже нашего тура был поселок Надвоицы, где нас ждал Воицкий падун. Из себя он представляет слив с плиты высотой метра три, в центре прекрааасный котел, справа трек по камням, а слева отличное место для тренировки буфа. Раза с третьего у меня «поперло», прыгнул я его в итоге 7 раз. Огромное спасибо Илюхе Клочкову за отличную, на мой взгляд, фотку в мою коллекцию. Напрыгавшись, мы стали обедать и сворачивать лагерь и тут первый раз пошел град. Вообще погода за время поездки порадовала нас и теплом, и солнцем, и градом, и дождем, и нулевыми температурами, и промозглым северным ветром. Зато разнообразие 🙂

Преодолев 500 километровый маршбросок, к ночи мы оказались на Колвице. Сплавились мы по ней уже на следующий день. Речка, хоть и коротенькая, но мне очень понравилась. Шиверки, плесов мало, да и не длинные они, пара мясисистых, но не криминальных порогов, прозрачная вода и выкат прямо в белое море! На Колвице зажгла Лерка, отстрелившись в пороге «Черный», зажег Клочков-старший, прилично замявший нос лодки в водопаде в левой протоке «Черного», и Клочков-младший, перевернувшийся в этом же месте, как говориться, мордой в салат. «Студентики! Что ж вы себя так не бережете!»

После сплава пообедали в устье реки, на берегу Белого моря. Потом было уже традиционное разграбление магазина в Кандалакше и переезд на Кутсу, к месту финиша у так называемой бани. Утром следующего дня нас ждала двухчасовая заброска на ЗИЛе и вот мы на старте лучшего рана Кольского п-ова.

Отжиги начались практически сразу. Я залег в «Коротком» и сражу же вспомнил какие тут острые камни — на руках появились первые ссадины. Вообще килей на всех было в избытке. В «Кавказском» я откровенно смалодушничал и уже на выходе отстрелился. Так называемые друзья, конечно, вдоволь поглумились… «Шит хэпенз», сказал я сам себе, отлился сам, отлил Леркину лодку и мы уже были готовы пойти дальше, как до нас долетела фраза: «Леха плывет!». Оказывается, пока мы отливались, Алексей Анатольевич залег в «Горке», сломал там весло и отстрелился. За что тоже был изрядно протроллен, мол, где ж твое кануполо, почему не встал без весла.

Но суммарно больше всех досталось Лерке. У нее как-то сразу все не заладилось, проявилась боязнь большого количества камней, которая видимо наложилась на трепет перед страшной и ужасной «Красненькой» из катамаранного прошлого. Стрелялась она практически везде, причем зачастую на ровном месте. Как говориться, с кем не бывает… Но зато силы духа у нее не занимать! Свою заветную мечту пройти «Оба-ну» она все таки осуществила, хотя и получила за это справедливый втык от старших товарищей.

В итоге, «Оба-ну» проехали все кроме Юрца, Лапули, Женьки Самохиной и Саши Перовой. Да-да, той самой. Но справедливости ради надо заметить, что в техническом плане «Оба-на» ничего сложного из себя не представляет, главное правильно зайти. Но если тебе чуть не повезет, то можно прилично побиться. Поэтому Александра, поступила абсолютно правильно, исключив даже малейшую возможность травм в преддверии целого соревновательного сезона. А все остальное она катала исключительно красиво! Смотреть на ее прохождения было настоящим эстетическим удовольствием. Короче, гребной слалом рулит!

До финиша мы добрались за 6 часов. Не мало, но и не много, по сравнению с классическим катамаранным графиком. Вечер был солнечный и задорный, с традиционным питьем из тапка за отстрелы. Обсудив, что в целом уровень воды в регионе не большой, мы решили, что нет смысла уезжать на Тавангу и что надо устроить «дабл ран — дабл фан».

Утро следующего дня было холодным и встретило нас обложным дождем — выходить из палатки совершенно не хотелось. Но 8 человек из нашей банды все таки преодолели себя и повторный прогон состоялся. Отстрелов было два: у Лапули — в «Кавказском» и у Михи — в «Муравье». Зато обескуражили катамаранную группу, стоявшую на «Оба-не», пройдя ее гуськом и без просмотра. Сплав занял у нас каких-то 3 часа и 20 минут. А вот это уже результат, я считаю!

После Кутсы мы поехали на речку Тованд. До вечера — переезд, с утра — сплав. Бодрая коротенькая речушка, типа крикинг. По сути, один ключевой двухступенчатый порог, второй попроще и еще несколько сот метров скачешь между камушков и бочечек. После Тованда мы поехали в Кандалакшу, проводили Леру на поезд (она от нас сбежала в Лиексу), а сами пошли в баню. Попарились три часика и покатили на берег Белого моря.

Вечер запомнился прекрасной медитативной стоянкой, блинами от Клочкова и теологической дискуссией с Серегой Щербининым. Утро порадовало солнышком и ветром, которые высушили все наше промокшее барахло.

Вот наступил момент следующего расставания — наша канупольная братия отправилась на турнир в Новгород, а мы на речку Войница, что близ Калевалы. 200 км из 400 были плохого качества, поэтому дорога заняла целый день. Впервые в жизни я ездил вплотную к границе нашей необъятной. Колючка, контрольно-следовая полоса, все дела. Антуражно, короче… Я в очередной раз восхитился тем, как Леха Шариков помнит все эти лесные тропы, развилки и закоулки. Я бы и с навигатором заблудился…

Ночевали мы на берегу Кокозера. Красивое место! Вечером прилетели дикие лебеди… Войница стала прекрасным завершением замечательного и долгожданного трипа, т.к. мы втроем (Щербинин, Я и Шариков) прыгнули водопад Куми, который признан самым высоким в Карелии — его высота 14,3 метра. Не побоюсь этого слова, пацанский дроп, с довольно кривым и потенциально криминальным заходом. Но мы это сделали!

Воодушевленные своими успехами, мы решили по дороге домой зарулить опять в Надвоицы и еще раз попрыгать падун. Сказано — сделано! К полуночи мы были на месте. Пока то да се — легли в третьем часу. А в шесть приехали пьяные местные на квадрике и начали кататься между палаток. Чудаки на букву «М», одним словом. Первым к ним вышел Серега Кондрашкин. Местные начали на него быковать, но тут уже и мы подоспели и их задор поугас. Разошлись в итоге без рукоприкладства. Местные уехали, а мы пошли досыпать. День задался, ничего не скажешь…

Встал я по будильнику в 8.30. На улице мерзко: дождь, ветер и холодно. В голове крутяться мысли: «на х нам это все сдалось? Ехали бы уже домой!» Но в очередной раз собрался с духом, развел костер, согрел воды, поднял народ. Позавтракали, загидрились и начали прыгать. Накануне вечером родился термин «каякеры — рецидивисты».

Два раза прыгал как обычно буфом. Получилось не очень красиво, но получилось.

А потом я почти утонул. И это получилось так просто и глупо… Я поддался на шутливые подстрекательства Кондрашкина, мол, давай экшн, и решил попробовать крутануть что-то типа картвила (или хаммера – х.з. как оно правильно называется) и приземлиться кормой вперед. Крутануть то — я крутанул, но струей сверху мне продавило юбку, налило в лодку воды и уволокло меня в котел по центру, где я варился уже без лодки. Судя по видео, вернее по звуку на видео, в котле я отращивал жабры где-то 35 секунд. Стоит ли говорить, что мне показалось, что значительно больше… Не было ни паники, ни страха, было просто осознание того что я оказался там, где оказываться совсем не надо и что объективно парни мне не смогут помочь ни с берега, ни с воды, что надо бороться. И я боролся. Но поскольку жабры так и не выросли, сознание начало меркнуть — как будто перед глазами опустили плотную черную шторку. В голове тягуче проползла мысль: «неужели все…» и на доли секунды наступило полное расслабление. Но тут же, видимо, включились последние резервы и я неистово погреб. Потом почувствовал воздух, шторку откинули и я увидел перед собой скалу и лодку Щербинина. Пронырнул я, как минимум, метров 20. Вот такое вот фееречное окончание трипа!

Видосик

Как говориться, хорошо то — что хорошо кончается, главное выводы правильные делать. А выводы такие: поддаваться на подстрекательства надо аккуратно и надо оценивать возможные последствия, как для себя, так и для всей группы и клуба. Не надо через чур борзеть, даже если успешно прыгнул дроп 10 раз. Не надо делать то, что делать толком не умеешь и уж тем более не надо это делать там, где нельзя поставить на 100% надежную страховку и останавливаться надо уметь вовремя. Опыт я получил бесценный. Сезон в полном разгаре — берегите себя, студентики! До встречи на реке!

Андрей Студилин

P.S. прошу не давать «вконтакте» ссылку на данную статью