Мы долго совещались с Илюхой – написать какие мы
герои и как мы круто замочили все пороги на Мзымте,
или написать правду – как мы обоссались и все обнесли…
Вот что получилось в результате.

Вообще я собирался ехать в Абхазию с Волнорезом…
Но, как многие знают, я люблю футбол. Причем как играть, так и смотреть. Поэтому пропустить второй матч «Зенита» с «Баварией» я не мог (как оказалось, совершенно правильно, ибо питерцы очень успешно насовали мюнхенцам целых четыре шЫшки), и планы пришлось срочно менять. Совершенно случайно, я узнал, что Илюха с группой товарищей собирается на верхнюю Мзымту, и решил к ним присоединиться.
Купили с Мареевой билеты на самолет, собрали минимум вещей, ибо по планам Илюхи, в Красной Поляне нас должен был ждать Кест с басом, и стали ждать часа «Ч» дня «Д» месяца «М».
Итак, этот час настал, и мы к половине пятого вечера приезжаем во «Внуково». С удивлением при внимательном просмотре билетов обнаруживаем, что вылет у нас в шесть, и регистрация почти закончилась. Первая реакция:
– Вот ты дятел!
– Сам ты дятел!
Ладно, пока я с лодчонкой стою в сторонке, Мареева идет искать, где же собственно регистрация заканчивается. Ходит-ходит – ничего не находит. Приходится взвалить лодку на плечо и взяться за дело самому. Пробираясь через толпы желающих покинуть гостеприимную столицу, я наконец вижу за стойкой скучающую женщину. Спрашиваю: «Вы нас зарегистрировать  можете». Она: «Да как два пальца об асфальт!». За десять минут успешно сдаем багаж, получаем посадочные талоны и попадаем на самолет.
Прилетаем. С трудом отбиваемся от навязчивых услуг сочинских таксистов ®, начинаем ждать Илюху. Он прибывает через пару часов. Находим, несмотря на все старания одного сочинского таксиста ® помочь нам, водителя на микроавтобусе, который согласился добросить нас за 2000 рублей до Нарзанов. Нахальное некто, пытавшееся помочь, требует за это 300 рублей, но посылается на йух, после недолгих объяснений неправоты его притязаний на наши материальные ресурсы.

Лирическое оттупление № 1.
Про жилет.
После высадки из самолета включается динамик и раздается следующая речь:
«Уважаемые… долгая пауза, видимо, в попытке подобрать адекватное определение… граждане! Просьба вернуть на место жилет, все равно милиция будет осматривать!»
Думаю, ну я-то свой жилет вам йух верну… Но все заканчивается благополучно, наверное, жилет нашли где-нибудь в необъятных пространствах самолета.

Между делом Илюха звонит Кесту и узнает, что бас приедет только завтра, тогда же прилетит Кондрашкин. Так… эдвенчур начался. Едем наверх, по дороге Илюха случайно интересуется, есть ли у кого-нибудь зажигалка или иной источник костра. Дружное «нет» в ответ (мы же команда!), небольшая задумчивость, но тут на выручку пришел водитель, подаривший нам коробок спичек.
По дороге предаемся мечтаниям о том, что на поляне нас встретят друзья-каякеры, коих по нашим подсчетам должно быть в это время больше, чем местных жителей. Илюха все время разглядывает следы на дороге, обнаруживая «широкие следы колес автобуса». Но…
Приехав на место, обнаруживаем только пару катамаранных групп, никакого драйва, угара и всего прочего, сопутствующего стоянкам каякеров. Решив, что для костра уже поздно, ставим палатку, ужинаем остатками обеда из самолета и ложимся спать.

Лирическое оттупление № 2.
Про палатку.

Надо сказать, что для экономии места, мы с Мареевой специально взяли у Миши Венедиктова, палатку-полуторку. Клочков же, опытный турист-водник, взял с собой только тряпочку, некогда пытавшуюся быть спальником. Поэтому пришлось ему отдать одну пенку, и положить в тамбуре палатки. Тамбур естественно очень маленький, ноги торчат наружу, и поэтому разбуженный в очередной раз стуком зубов и звоном шаров я предложил взять Илюху внутрь, и последующие дни мы спали втроем на боку, поворачиваясь по команде. Зато тепло.

Утром завтракаем остатками ужина из остатков обеда из самолета, гидримся и идем плыть Селевые до канатки. Мареева идет по берегу и фотографирует. Проплываем, дожидаемся Марееву с нашими вещами, обедаем !наконец-то! в кафешке. Поскольку хеликоптер – нихт, пестуем на поляну пешком с лодками, пока нас не подбирает Олег на ЖЫПЕ (тоёта форунер – не в тапки срать!) и довозит до места, за что ему (Олегу) большое человеческое спасибо. Договариваемся с Олегом о завтрашней заброске на верхнюю Мзымту до пограничного ручья.
Несколько позже приходит Мареева с вином и едой. Мы устраиваем минипати у костра, ждем Кондрашкина и бас с Кестом, не дожидаемся и ложимся спать.

Лирическое оттупление № 3.
Про воду.

Говорят, что за день до нас воды была паводковая, на метр выше, чем теперь, и все приехавшие каякеры обосрались и уехали в Абхазию. Лично я такой большой воды еще не видел, однако, я и на Мзымте весной второй раз. Илюха говорит, что вода нормальная, плыть можно.

Но после и во время наших подвигов на верхней Мзымте приходим к общему мнению, что вода нечто среднее между «экстримом» и … «пиздецом». Причем ближе к последнему.

Ночью, каким-то образом почуяв партнера Серегу, Илюха подрывается из палатки его встречать. Недолгие, но жаркие объятия, скомканные объяснения, во время которых выясняется, что Кест с басом почему-то уехал в Абхазию, а Кондрашкин шел пешком от канатки, наконец, все успокаивается, и течение ночи переходит в свое привычное русло.

Лирическое оттупление № 4.
Про друзей-каякеров.

Почему автобус с Кестом поехал в Абхазию, даже не добросив до места Кондрашкина, что чуть не сорвало нам планы поездки на верхнюю Мзымту, мы от Сереги так и не добились. Илюха долго сетовал на каякерское коммьюнити, возмущался, но, в конце концов, успокоился.

Утром, в десять часов приехал Олег. С некоторым трудом запихали в форунер три лодки с седоками и поехали наверх. Приезжаем, Серега снимает исторические кадры на видео, гидримся, сжираем банку сардин, и – старт.
Сначала несколько километров – ничего нет, по крайней мере, не было по меньшей воде. По нашей – очень мощная шивера с валами и бочками, вода очень быстрая, лодки, сука, груженые – очень медленные. Потом начались пороги… Мощные сливы, огромные бочки, в общем вставляет. Прошли несколько дропов (в одном из них Илюха скрутил несколько лупов), обнесли пару бревен. Подъехали к очередному повороту. Чалимся смотреть… Такого я еще не видел – несколько сот метров белой воды, т.е. синей воды нет вообще – сплошные сливы, бочки, сливы, бочки… Причем все очень большое… В общем, собравшись с силами, решили – обносить. Тем более был уже пятый час вечера.
Обнесли порог, встали на ночевку на острове. Самое противное – никто не знает, где мы находимся – то ли недалеко от пасеки, то ли не доехали до молокофермы… Ну да ладно настроение у всех боевое, всего по паре килей у каждого, ужинаем по-королевски – разогретая тушенка, колбаса, сгущенка, разбавленная вскипяченной в консервной банке водой. На сладкое – M&M’s.

Лирическое оттупление № 5.
Про ночевку.

Одной из изюминок этой поездки было наличие много нового для меня лично. Первый автоном на каяках, первая ночевка под открытым небом…
На самом деле не совсем под открытым – у нас был тент. Рядом мы развели костер, и все то время, что он горел, спалось как дома на кровати. Когда костре тух, самый мерзнущий вставал и подкидывал дров. Так и переночевали =)
В общем, я никогда не думал, что ночевка на реке может быть такой комфортной. Хотя и пришлось спать в гидре, предварительно высушенной.

Верхняя Мзымта 2008

Утром встали и продолжили сплав. Быстро понимаем, что до пасеки еще далеко. Быстро понимаем, что река ни фига не стала проще – в одной из бочек отстреливается Серега. НО! Сам посередине реки встает на дно, берет в руки лодку и весло и как терминатор выходит на берег. А течение не то, что на Сходне, надо заметить. Такого я и предположить не мог…
Проехали один достаточно сложный порог. Я с килем, остальные – без. Обнесли еще один прорыв, чуть более пульный, чем первый, но не менее длинный, да еще и с бревнами. Проехали еще несколько шивер (ну, естественно, соответственных шивер для такой воды – больше порогов, чем шивер). Подъезжаем к очередному повороту реки на девяносто градусов. Серега говорит: «Поехали, там вроде все ровно». Но решаем глянуть. Вылезаем на берег, проходим немного – а это Пасечный (незадолго до этого поворота на берегу висит ориентир – пластиковая бутылка на палке, возможно, достаточно известный, но не нам), а в конце невпупенный котлище, да еще и с карманом… Подрочили, подрочили на вайтвотер-маму и обнесли =)

Лирическое оттупление № 6.
Про речку.

На самом деле очень сложно описывать саму реку. Эмоций почти нет – одно нервное напряжение. В основном традиционные для Мзымты сливы с треками, но каждая бочка, даже самая маленькая, очень сильно цепляет, тормозит, киляет и т.д. Из-за большой воды уловов почти нет, поэтому любое препятствие (достаточно легко проходимое по отдельности) превращается в длинный прорыв, прохождение которого затруднено возможностью ошибки при зачаливании и, следовательно, последующем отстреле. Поэтому – очень длинные просмотры и очень длинные обносы (в нашем случае – два, плюс короткий обнос Пасечного). В дополнение – эмоциональная усталость из-за неизвестности нашего местоположения. В общем, как любят говорить – река беспрецедентной степени сложности =)

Настроение сразу резко улучшилось – после Пасечного все плавали, всё очень просто. Расслабились немного. Но большая вода – это большая вода. Река изменилась неописуемо.

На очередном повороте Серега идет первым, машет нам, идите за мной. Сначала едет Илюха. Я вижу, что его немного подколбашивает в бочке, еду за ним. После поворота успеваю увидеть большой завал по центру с небольшим проходом слева и илюхину бочку. Пытаясь ее объехать, беру чуть правее, поэтому уйти к левому берегу, где зачалились остальные не успеваю, с трудом ухожу от завала и выезжаю за следующий непросмотренный поворот. Проехав несколько достаточно больших сливов-треков, чалюсь в большом улове ждать ребят. Сначала приплывает Серега. Через некоторое время плывет илюхино весло, лодка и сам Илюха, кричащий что-то про кейс. Илюха прибивается к берегу в конце улова, Серега едет за веслом, я хватаю лодку, которую удачно забило в это же улово, и цепляюсь кое-как за берег, чтоб меня вместе с лодкой не утащило на струю.

Наконец Илюха выбирается на берег и идет помогать мне. Говорит: «Вы кейс с фотоаппаратом не видели? Нет? =( Блин, уплыл зараза…». Начинаем вытаскивать лодку, переворачиваем ее очком вверх, и тут из лодки выплывает кейс. Бурный восторг Илюхи по поводу умного кейса, который может заниматься самоспасением. Подходит Серега с веслом. Радость.

Оказалось, что Серега с Илюхой поехали за мной, чтобы спасать меня или как получится. Но из-под левого берега трудно выйти на основную струю, и они попали в сифон, сверху практически невидимый (два камня, и вода уходит воронкой в щель между ними). Серегу из-за меньших габаритов как-то промыло между камней, а Илюха стукнулся о камень, немного застрял и отстрелился. У Илюхи под глазом большая шишка.

Понимаем, что расслабляться на этой реке нельзя, и отправляемся дальше, собрав в кулак остатки сил. Наконец мы увидели знакомую отмель, какое-то желтое пятно, носящееся по берегу и махающее руками. Поняли, что это Мареева, что это финиш. Главное – не облажаться на завершающем куске в районе моста… =)
Зачалились, вылезли, коньяк, переоделись, коньяк, еда, коньяк… =)

Лирическое оттупление № 7.
Про бомжей.

Как уже говорилось, в самом начале у нас не было даже спичек. Чтобы вскипятить чаю нам приходилось просить у соседей горелку, чтобы приготовить дрова для костра – стрелять у них же топор, чтобы поесть – ходить пешком до канатки. Спать втроем в полуторке, а Сереге так и вовсе просто под тентом. Но в последний день мы немного обнаглели. Увидев, что чей-то домик на берегу выше моста стоит без замка, вечером мы пришли туда, затопили буржуйку, сели за стол как белые люди… Правда, ложка у нас была одна, да и ту Илюха нашел во время сплава =) В общем, хорошо провели вечер, а Серега с Илюхой еще и ночевать остались на стоящих в доме нарах.

Утром Серега отправился в Абхазию, мы с Илюхой еще раз проплыли Селевые, унизив их по полной – Илюха объехал все, а я проехал ключевую часть второго по центру (после шивер верхней Мзымты по такой воде Селевые вообще ничего из себя не представляют…). Поели в кафешке и отправились в аэропорт на такси-уазике. Правда, по дороге нас сначала оштрафовали за превышение, потом спустило колесо, и примерно километр нам пришлось идти пешком =)
Регистрация, посадка в самолет, взлет, полет, приземление, приезд домой. Все эдвенчур закончен.

Лирическое оттупление № 8.
Про Марееву.

Во время обратного полета Мареевой показалось, что я пытался приставать к стюардессам, и она напала на них и отколошматила. Можете сами посмотреть на ее руки и убедиться – они все в ссадинах. Вот так вот =)

Возможно, кто-то скажет, что это была авантюра. Да это была именно авантюра. Но. Она завершилась благополучно благодаря нашим:
опыту и умению,
осторожности
и удачливости.
Причем именно в такой последовательности.

Спасибо Илюхе и Сереге за отличный эдвенчур.
Спасибо Мареевой за береговую поддержку.
Спасибо всем, кто за нас переживал.
Спасибо всем, кто это осилил до конца.
Спасибо всем.

P.S. Весенняя Мзымта – очередная закрытая, вернее сказать, открытая страница в нашей жизни.

P.P.S. По приезду в Москву, уже после написания отчета, оказалось, что фотоаппарат, намокший при самосплаве Илюхи (видимо, при отстреле Илюха задел застежки кейса), ремонту не подлежит… То есть закончилось на самом деле все не так уж и благополучно, хотя …