Волгуша 2001, 14-15 апреля

Через пни-коряги, через бурелом …
Мамонты, мамонты — лезут напролом !

Поход на Волгушу был изначально в числе плановых мероприятий нашей школы. Все говорило о том, что эта вылазка должна была стать самым веселым мероприятием до майских праздников. Перед этим походом было сделано пару выходов на Пехорку, где нас учили траверсировать струю, заходить в улова и т.д. Таким образом, на Волгушу мы шли с некоторой начальной подготовкой. Кроме того, в группе было некоторое количество достаточно опытных каякеров. Да, еще, в течение долгого времени перед походом Алексей Шишков нас сильно пугал речкой Волгушей. Несмотря на все это, 11 марта Юля записала в список человек 20, желающих идти в этот поход.

И вот, наступила долгожданная суббота 14 апреля. Большая часть команды поехала на автобусе, вместе с лодками. Но, так как вся толпа не смогла влезть в маленький Ford Transit, то семь человек во главе с Димой Монакиным поехали на электричке. В 10.35 я был в зале пригородных касс Савеловского вокзала, почти сразу встретил Руслана, потом подошел сам Димаи и все остальные. Сели в электричку в 11.03, через час мы были в Икше, где нас уже ждал наш автобус.

От Икши до моста через Волгушу мы доехали минут за тридцать. Переезжая через мост, трудно себе представить, что по этой речке (шириной около 5 м.) предстоит плыть. Я, конечно, слышал и раньше о прелестях Волгуши, но тут довелось увидеть все самому. О том, что мы приехали, говорит только большое количество народа и разбросанного снаряжения и различных судов на полянке у моста. Быстро выгрузившись, мы прицепили прицеп, Алексей договорился с водителем о том, где и когда нас забирать, и автобус укатил.

Спустившись с дороги на полянку, мы увидели всю нашу команду в сборе. Погода была отличная, народу было достаточно много. Подкачав рафт, перекусив и собравшись, мы медленно поплыли. Наш рафт представлял жуткое зрелище — гора вещей возвышалась примерно на метр над бортом, гребцы сидели кто как устроится. Тем не менее, в этом составе (рафт, больше десятка полиэтиленовых каяков и одно стеклопластиковое каноэ) мы отчалили. Времени было около часа дня.

С самого начала нашего сплава река очень сильно петляет, над водой низко свисают деревья. Проплыв несколько сот метров, река впадает в водохранилище шириной метров 100 и длиной метров 250, на выходе из которого первое препятствие — железобетонная плотина с перепадом примерно 1 м, за сливом — бочка. Посмотрели препятствие, и пошли. Первым шел рафт, который плавно съехал со ступеньки, дальше пошли прыгать каяки. Прошли удачно, хотя несколько человек и кильнулись в бочке, а кто-то (если не ошибаюсь, Руслан) отстрелился после киля. Спасработы прошли успешно (с помощью рафта).

После плотины река продолжает очень сильно петлять, протекая сначала мимо какой-то деревни, а потом через садовые участки, которые сильно затоплены паводком. В этих садовых участках пару железных мостиков мы обнесли, а деревянный — … спилили. Мост представлял собой два толстых бревна, перекинутых над рекой, с дощатым настилом. При этом, когда мостик под бурные авации рухнул, за ним свалился в воду и Свят, пиливший мост. Место там было неглубокое, поглубже, чем по пояс, и Свят гордо поднял над головой работающую бензопилу. Все это напомнило сцену из фильма «Бегущий человек» (там был такой герой). Протолкнув висящий за второй край мост, образовав проход, достаточный для равта, мы неспешно поплыли дальше. Так как садовые участки расположены на самом берегу реки и местами сильно затоплены, то можно проплыть (только не на рафте) через калитку или забор, через теплицу, оплыть вокруг покосившийся сарай.

Дальше река вытекает из садовых участков и течет через леса. Через несколько километров еще один деревянный мостик, аналогичный спиленному. Но, так как на левом берегу на полянке отдыхали какие-то люди (по моему, там даже лежала пара байдарок), мы решили мостик не спиливать, а только подровнять края досок, образующих настил, чтобы перетащить через него рафт, не вытаскивая его на берег. Как только заработала бензопила, один из отдыхающих на берегу неадекватно отреагировал — решив, что мост спиливают, он подошел к Святу, подпиливающему доски настила, и отвесил ему пендаль. Мужику объяснили, что он не прав, а как говорил Свят, пендаль он стерпит, а отмахнуться бензопилой он всегда успеет. Перетащив рафт через мостик, мы продолжили сплав. Вскоре дошли до первой «восьмерки», где даже немного покатались. После было еще несколько завалов и одно бревно, лежащее в воде, которое, судя по набитым рейкам, аборигены использовали как переправу. Везде были расчищены проходы, достаточные для прохождения рафта. Сплав мы закончили часов в шесть вечера, за пару километров до деревни Языково. Да, еще, рафтеры, учитывая непосильность их героического труда, при прохождении каждой расчески, отмели, завала, отмечали это дело. В результате, за несколько часов сплава они уговорили не сколько (если не ошибаюсь, три) бутылки перцовки.

Как только был поставлен лагерь, наши рафтеры (Дима Монакин и Саша Цибанов) расползлись по палаткам, видно, они очень интенсивно «гребли» в течении сплавного дня. Вечером ели шашлычок под водочку или вино, в зависимости от личных предпочтений, пели песни. Спать расползлись … не помню во сколько.

Утро следующего дня ознаменовалось тем, что я проснулся в подмоченном спальнике. Ночью шел дождик, а у нас, судя по всему, тент прилегал к палатке и мои ноги были в луже. Проматерившись, я вылез из спальника часов в десять утра. В это время бодрствовал только Руслан, который вчера ушел спать достаточно рано. Часов с одиннадцати начал вылезать весь остальной народ, а часов в двенадцать на ногах была почти вся команда. Медленно приготовили завтрак, поели, но плыть мы никуда не спешили. Народ развлекался в меру своих возможностей. Дима, не сиделось ему, пошел вдоль реки вниз по течению, а вернулся по другому берегу. Так или иначе, убив пол дня, доев шашлык, мы стали собираться и часов в пять отплыли.

Через пару километров, как и сказал Дима, был обносной мостик, а еще через несколько километров — вторая «восьмерка». Здесь есть несколько небольших валов, где мы катались. Расстояние от поверхности воды до «крышки» пенала — метра полтора, а от пеналов до дороги еще слой земли метра в три. С этой вот горки народ прыгал вниз (а я так и не решился). После этого река сильно петляет в полях, а ближе к Парамоново опять затекает в леса, где должен был быть Парамоновский овраг, или Парамоновский каньон. Никакого каньона там и в помине не было, местами берега действительно были овражистыми. Было еще несколько завалов, которые были подпилены под рафт. Самое неприятное место было метров за сто до окончания сплава, когда несколько очень труднопроходимых мест (расчески, лес в русле реки, местами лежащие бревна) следуют друг за другом с небольшим интервалом. Как там проскреблись героические рафтеры, я не понимаю. Метров через сто после этого безобразия сплав был закончен в девятом часу вечера.

Быстро переодевшись и сфотографировавшись на фоне рафта, мы стали забираться по горнолыжному склону вверх, к деревне. За время этого подъема я вспомнил перевал Чертовы ворота (1860 м) на Хамар-Дабане, хотя тогда у меня не было каяка, тогда был просто 45-килограмовый рюкзак. Наверху нас уже ждал Fort Transit. Потом, когда каяки были наверху, мы дружно потащили рафт…

Отъезжали мы уже в сумерках, на буревестнике мы были часов в одиннадцать, а дома (и то не у себя) я был в 0.20 (т.е. уже в понедельник).

автор: Килятор