Whitewater тур в Швецию

Свой рассказ хотелось бы начать с того, как собственно и начался этот, подчёркиваю, сплавной тур. Ехал я туда только с одной целью — плавать, плавать и еще раз плавать, а природа и различные прелести скандинавской жизни были отправлены на далёкий план, поэтому в своем рассказе не буду уделять внимание рассветам-закатам, романтичным вечерам у костра и оленям.

Всё началось как всегда рано утром в спортивном клубе «Три стихии», куда мы приехали с Юлькой примерно к 6 утра и были удивлены, что еще никакой суеты не было, но народ накапливался, и, соответственно, поднималось настроение, возрастал дух самой поездки. Мы (Юлька, Илюха Мартюшов, Вова Покотылюк, Миха Сенин, Аня Шишкина, Серёга Лептуга и Я) ехали на Майкле. Ему, главбаде, отдельный респект и уважуха, как всегда весело и с приключениями.

Про веселуху особо не буду рассказывать, но вот приключениям я бы уделил отдельное внимание. Всё началось на стоянке около питерской ИКЕИ, куда мы заехали «поесть горяченького». Пересеклись там с красным басом Кондрашкина и уже были готовы тронуться в сторону границы, как Серега схватился за голову и практически осел на асфальт. Оказывается, пока мы кушали, злоумышленники вскрыли его автобус. Потери были внушительные: ноутбук, телефон, навигатор, рация, а так же папка с документами, где помимо грин-карты был загранпаспорт Кондрашкина. Вызовы полиции, заезды в отделение, обшаренные обочины и мусорки поблизости успехом, ясное дело, не увенчались. Серега мужественно передал автобус Сереге Пузыреву и остался на стоянке с баулом в ожидании своего товарища, который должен был приютить его на ночь. Приключения продолжились на границе Россия-Финляндия, когда нас повели на «подробный» осмотр (не путать с анальным J). Глубокоуважаемые финики, взвесив нас, были ошарашены, а мы еще больше. Как выяснилось, у нас был перевес…даже не так, перевесище, аж в целую тонну!!! И после наших безуспешных просьб и доказываний им, что это «мистейк и импассебл», несмотря на артистичность Майкла и его волшебный английский, нас развернули, предупредив, что пытаться проехать через другую границу не стоит. В довольно кислом настроении  и каменными лицами мы пересекли российскую границу в обратном направлении под пристальными взглядами наших пограничниц. В итоге финики нас всё же запустили к себе, и в этом я хочу объявить благодарность от всех простому водиле на автобусе марки Ford Transit, в который мы отгрузили 800 кг нашего стаффа. Он сопровождал нас почти до границы Швеции (естественно, за ништяки и плюшки).

Ну, теперь перейду непосредственно к самому сплавному туру.

На подъезде к лагерю шел жутко сильный дождь, но прекратившийся, когда мы прибыли. Настроение было на позитиве, но не у всех – Юлька, глядя на тучи, бубнила: «Почему же я не в Турции, в шезлонге и с коктейльчиком?»

В лагере нас ждал приятный сюрприз — приехавшая туда на 3 дня раньше команда «Шишкаруса» уже натянула ЗДОРОВЕННЫЙ тент с символикой клуба «Три стихии» и завела выручавший всю поездку всех пользователей сверхмодных гаджетов генератор.

Whitewater тур в Швецию

Перед тем как лечь в палатку, товарищи со мной поделились информацией о раздающемся шуме. Как выяснилось, это шумели пороги. А мне, видевшему в своей whitewater жизни только карельские, стало жутко интересно, НУ ЧТО ЖЕ там за срань такая кипела! И с этой мыслью я плавно сквозь сон перетёк в следующий, уже НАКОНЕЦ-ТО сплавной, день.

Река Пите (Питеальвен) ОООЧЕНЬ интересная, на ней имеются все классические типы сплава, начиная от крикинга и «камнежопинга» и заканчивая «супер замбези секшеном». На реке присутствовало три участка для сплава, о каждом  из которых я расскажу подробнее.

Итак:

*Описывая все препятствия, я буду рассказывать про них так, как они располагаются географически.

1. Первая часть реки (верх)

1.1 Крикинг (левая протока)*

1.2 Крикинг (средняя протока)*

1.3 Замбези секшн (правая протока)

*1.1 и 1.2 вместе сливаются и переходят в здоровенный слайд

2. Вторая часть реки (середина)

Выделю самые основные пороги и протоки, а на самом деле проток там было неисчислимое количество, и мы постарались пройти их все.

2.1 1-ый порог (далее родео-порог, так как там занималась родео группа)

2.2 2-ой порог (ложный грин или ложный язык)

2.3 3й порог, самый многопроточный.

2.3.1 Его самая интересная часть, по мнению публики, — это слаломный канал.

2.3.2 Самая сложная часть. Порог – боец, плавно перетекающий в бочку им. Лёхи Ш.

2.3.3 Крикинговый канал.

2.4 4-й порог (бочка Майкла), самый длинный и простой из всех. Но в нём была та самая бочка, которую так никто и не видел в итоге

3 Третья часть реки (конец или «девочкин участок»)

ООчень длинная шевера с огромными валами, бочками, как маленькими, так и большими, но всё это при умении управлять лодкой оплывается и доставляет кучу фана.

Благодаря тому, что на реке имелись различные по сложности участки, удалось удовлетворить всех сплавщиков. Разделившись по силам, группы  катались по своим маршрутам и с разной интенсивностью, а еще были родеисты, которые ходили на тренировки дважды в день со Стасяном.

Итак, начну более подробно описывать пороги и сплавные дни.

Позавтракав и одевшись во всё пока свежее и сухое термобельё, натянув на себя сухой костюм, мы на автобусах двинулись к началу нижнего участка реки  Пите. В это же время группа особо борзых атлетов поехали средний участок под предводительством Майкла. Мы же с Илюхой М. решили первый день сделать разминочным и потом не пожалели об этом ))).

Сев в свой новенький Wave Sport Diesel цвета inferno (черно-красно-черный), купленный, конечно же, в магазине www.paddler.ru , мы с Илюхой, отдалившись от основной группы, поплыли навстречу приключениям. Началось всё практически без эмоций, были только валы среднего размера… скукота, подумали мы. Веселье началось, когда мы увидели здоровенные валы, как потом выяснилось 4 к.с., в общем, как модно говорить, размером с автобус. Встречались и бочки, но мы их успешно оплывали.  Перед плёсом мы увидели правую притоку и решили посмотреть и ее. Просмотрев порог на выходе, приготовились его прыгнуть, но уже взяв лодки и начав их поднимать, мы оглянулись на реку и увидели НЕЧТО. Там был черепаший суп из отстрельщиков, лодок и вёсел, поэтому печально посмотрев на порог, мы побежали спасать наших товарищей. После спасработ мы всей группой двинулись дальше. На пути к финишу проехали еще один порог (порог кривой).

Всё это действие выливается в гигантских размеров плёс, преодолевая который мы отпустили много шуток в его честь, и в итоге выкат к финишу (мост через речку).

По возвращению в лагерь от уже проплывших этот участок атлетов поступила идея мочкануть среднюю часть реки без просмотра. Мы с Илюхой, естественно, согласились. Итак, родео-порог. Ничего сложного, но приключения были. Самое запоминающееся за всю поездку, касающееся этого места, это то, как Майкл отстрелился в родео-вале, правда, будучи в родейнике.

Далее следует порог «ложный грин». Здесь  опять отжигал больше всех Майкл. При первом прохождении его конкретно подмесила бочара, в которую сносит тот самый ложный язык. При прохождении в следующий раз Майкла опять поймала та же самая бочечка со словами  «куда, мой сладенький». У них там был долгий контакт… что там было, может знать только она и сам Майкл. Правда, после того, как он оттуда выплыл со словами «Я опять что ли не попал на язык?», по глазам было видно, что там ему не особо понравилось. Из интересного с этого порога еще запомнилось, как в нём конкретно зажил Серёга Л. После того, как он не попал туда, куда нужно, и отстрелившись, я серьёзно перепугался… ибо выплыл он оттуда лёжа на спине и не шевелясь. Как выяснилось, это он просто отдыхал. В результате у него там смыло один из налокотников.

Следующий  самый обширный порог. Начну с протоки под названием «слаломный канал», самой интересной из всех и скоростной. Больше всего внимания привлекла в этой протоке Жу. Просмотрев его все вместе, мы определили, что всё тут хорошо,  правда стреляться нельзя, ибо мелко и быстро. Но не послушав всех, Женька это исполнила… в итоге очень сильно побилась, но так как это Жу, она садилась в лодку не со словами… «ой заберите меня обратно», а «да, друзья, а стреляться там и вправду плохо». Самая сложная в этом пороге и, на мой взгляд, менее всего занимательная часть, – это центральная. Наиболее сложный момент в ней – это здоровенный камень «боец», который стоит и, сука, не пускает, но оплывать его всё равно приходится. В итоге куча килей, на нём Илюха обновил каску – поломал немного козырёк, ну и ссадины. Далее следует бочка Лёхи Ш., в которой он зажил. Причём, зажил только он один. Варясь и общаясь с ней, он смотрел провожающим взглядом, как мы без труда её оплываем и сочувствуем ему.

Еще одна протока, левая. Представляет собой несложный крикинг. На нём приключился я. Проплывая всё без просмотра, я очень близко прижался к Машке и потерял в скорости. В результате я не перепрыгнул камень, и меня утащило под него. Спасибо Серёге Щ., который вытащил меня, ибо стреляться не хотелось, а до дна руками я не доставал, что бы себя спихнуть.

Ну и последний порог или даже выходная шивера. В ней вообще никто и ничего не исполнил, потому что негде

Довольно насыщенно и незаметно прошло примерно 3 или 4 дня, как к нам приехали самые настоящие звёзды русского каякинга и представители такой тесной тусовки как www.ridetheplanet.ru. А именно Лёха Лукин, Ваня Рыбников, Гога, Митяй, Алена Буслаева и Макс Ануфриков (Свиномакс).

Они сразу же прокатили сложный участок, весь верх реки Пите, все протоки, и рассказали нам, какие там срани и не срани

Вечером мы выиграли у авторитетов каякинга в волейбол с каким-то разгромным счетом, но перепить ПОКА даже не стали пытаться.

Whitewater тур в Швецию

Далее верх реки. Туда мы забрались через пару дней. Левая и средняя протоки – это чистой воды крикинг. Пороги мне показались интересными, так как располагались один за другим. Именно в этих протоках мы понесли первые потери. Это Машка К., которая героически пожертвовала частичку себя, ЗУБ, друзья мои. Хотя так и не понятно для чего, наверное, что бы вернуться туда еще раз.

И еще одна не сказать, что потеря, по сравнению с зубом, но ооочень неприятный момент. Серёга Л. почти перед самым слайдом попал в конкретный стоппер и, пока оттуда выбирался, сломал там своё охрененное весло (хотя все вёсла у него такие) — Werner Double Diamond с кривым шафтом. Серёга вообще в этот день показал, какой он боец.  Чуть ниже поподробнее расскажу, что он исполнил… мужик, одним словом!

В очередной раз отличилась великолепная Жу! Стрельнула в очень интересном месте. Уже прошла порог целиком, но кильнулась в конце и при попытке совершить эскимос она, поднимаясь над водной гладью, демонстрирует нам разбитый подбородок. После медико-спас работ выяснилось, что она его разбила своим же веслом. Как это произошло, мне, если честно, тяжело представить, но факт есть факт J Побитая, рассеченная, «чувствующая себя отбивной», Жу снова и снова садилась в лодку!

ДРУЗЬЯ, как же я мог забыть — отработка буфа. Это прошло бы незаметно, если бы не наш зелёный каякер А.Г.. Он действительно продемонстрировал, как надо буфить из креш позишена и четко соблюдать траекторию движения, чтобы этот самый буф исполнить. В общем, фото всё расскажут. А Леха Ш. исполнил такой буф, который надо заносить в учебники по сплаву.

Теперь о слайде, который является выходом левой протоки. Что-то особенное о нём сказать не могу, но то, что идти мы его подсыкивали, скрывать не буду. Выглядит он действительно внушительно, по крайней мере, для моего первого года. В итоге мы его прыгнули и с левой стороны, и с правой. Правая сторона даёт тебе понять, что такое настоящий слайдинг, очень скоростная и вообще не управляемая, но позитивная до мозга костей. Левая же её часть — это долгий заход и такой же не очень быстрый проход самого слайда. Ничего интересного на нём не случилось. Правда, после слайда есть выходной порог и бочка в нём, в которую угодил Серёга Щ.. При съёмке этого варева, Лёха Ш. с уверенными словами «Да сейчас он отстрелится и всё», наблюдает, как его промывает. Серёга довольный, что выбрался и не стрельнул, плывёт спиной вперёд и приближается к очередной бочке. Но мы, несмотря на то, что подонки, все же предупреждаем его об опасности, и он с выставленным пальцем средней руки оплывает бочку и не даёт нам еще одного шоу.

Так вот что еще я хотел сказать про Серёгу Л.. После того как мы все прыгнули слайд и уже уплыли оттуда, вдруг со стороны всё того же слайда выплывает Серёга.  Как выяснилось, он взял запасу у А.Г. (поврехаус, прямой шафт) и прыгнул слайд с ним. Что тут удивительного, спросите вы? Да то, что он занимается первый год и с самого первого занятия в бассейне он плавал с кривым шафтом. А тут сложное препятствие, весло которое он держит первый раз в своей жизни… в общем, респект.

Слайд мы прыгали 2 дня, первый день прыгнули справа, второй день слева. Слева мы прыгали в последний день нахождения на Пите и по завершению решили проехать «замбези секшн». Было стрёмно, друзья, даже сейчас вспоминаю и понимаю, что да, этот опыт незаменим. Технически ничего сложного, если не считать того, что выйти на струю было очень непростой задачей, и до конца справиться ни у кого не получилось. Попадая в это месиво с тоннами воды, тебя просто разрывает на части, и ты думаешь первые минуты не как встать, а как не растерять свой стафф. Весло вырывало из рук, а ремешки на шлеме, как мне тогда показалось, превратились в резинки, но юбку не сорвало  ни у кого. Самым запоминающимся прохождением было  прохождение А.Г. и Илюхи. Александер даже не кильнулся, наверное, помог опыт буфа из креш позишена. А за Илюху мы трухнули, когда он каким-то образом оказался запертым между котлом и струёй, на сомнительно стоячей воде, на фото можете рассмотреть. В итоге, конечно, он выгреб. Еще хочется упомянуть про выход на струю. После этой штуки еще предстояло проплыть между двумя бочками и серию гигантских валов. Так вот у Машки К. не особо получилось выйти на струю, и она угодила в эту бочку, которая, к счастью, оказалась промывной и некусачей.

В один из последних дней мы поехали на приток реки Пите, по описанию в ней не было ничего страшного, только последняя её часть. Всё началось с выброски на реку, когда впервые на нас чуть не натравили копов. Мы только начали переодеваться, как к нам выбежал старый швед и начал что-то лопотать на своём. Из всего, что он нам сказал, мы поняли только одно слово «police». И скорость сборки ускорилась в разы.

Мы отплыли. В начале речка ничего из себя не представляла, просто текла с полуметровыми вальчиками. А вот дальше началось самое интересное. Мы вышли на просмотр, наметили четкую траекторию и поехали. После первого просмотренного порога нас ожидала череда из порогов 3-4к.с., которые мы херачили без просмотра, дабы догнать отстрельщиков. Начну с героической Жу, которая стрельнула в первом пороге и дальше всё прошла без лодки… очень неприятно — мелко и всё бурлит. В итоге конкретно в очередной раз побилась. Серёга Л. тоже приключился и вылез. Все отсрельщики были пойманы перед самой сранью, метров за 10 до её начала… реально повезло. Лодка Серёги Л. ушла в этот порог, и потом он её вылавливал где-то внизу. А вот с Жу всё куда интереснее, в её лодке была морковка, которая имела свойство распутываться в момент сплава без человека. И в этот раз не произошло перемен, Она распуталась и зацепилась в нижнем участке порога так, что лодка болталась на этой морковке и варилась в котле. Надо было спасать, решили резать морковку, чем? Стропорезом! И тут пришел на помощь А.Г. (как услышал слово стропорез). Стропореза у него не было, конечно, но как его применить и с какими словами, это он подсказал. Стропорез нашелся у единственного человека в туре! Это Серёга Л., да, друзья у него есть всё! Сама система спасения была интересной — стропорез был прикручен к палке длинной метров шесть. После всех спасработ  людей и лодок, мы авторитетно посмотрели на этот порог и так же авторитетно его занесли. Правда, Серёга Щ., хотел его прыгнуть, но Мыша Б. уже как 10-15мин назад отнес его лодку, спутав со своей. Далее был шикарный плёс и пара порожков для отработки родео элементов.

Наверное, я рассказал обо всех самых интересных порогах и приключениях на них. Разве что немного о себе добавлю…. В какой то из дней мы в очередной раз катили нижнюю часть реки и более опытные сопровождали менее опытных. В этот день Машка К. решила немного отделиться от группы и пройти своим путём, Лёха Ш. решил, что раз мы плывём вместе, то и Маха должна была выбрать самый безопасный участок… Но не тут-то было, Машка заварила вкуснейший суп в бочечке, в которую угодили почти все. В результате чего куча отстрелов, долгие спасработы и травма моего носа. Проплывая бочку (а я её именно проплывал!!! и даже не собирался там оставаться), лодка Лёхи З. вдруг встала на дыбы, заехала мне в нос и отбросила обратно в бочку. Были звезды из глаз, драматичные ручьи крови на лице, синяки под глазами через день, хоть и не такие огромные, как мне пророчили. Нос у меня с тех пор еще болит и похрустывает.

Whitewater тур в Швецию

Переезд на Калекс был недолгим и совсем не утомительным. Разрекламированная Стасяном поляна с сосной и скалой была занята шведами и, судя по их запасу пива, уезжать в ближайшее время они не планировали. Поэтому мы разместились выше прямо у дороги, отсюда и планировался старт. Перед ужином немного посмотрели то, что нам предстояло проплыть. Калекс был более полноводным, нежели Пите.

Выспавшиеся и отдохнувшие мы снова загидрились и поплыли. Воды и вправду было много, но в тот день у меня что-то плавать не было настроения, и особо кайфа от всего я не получал.

Что можно сказать о самой речке. Она делилась на два участка. Первый – девочкин, второй — пацанский. Поговаривали, что пацанский — это V. Девочкин участок представляет собой много-много больших валов и достаточно легко оплываемые  бочки. А вот пацанский участок мне проплыть не удалось… Как я уже писал выше, настроения плыть в тот день у меня не было и я решил отложить прохождение на завтрашний (о чем потом сильно пожалел)., вернулись те, кто мочканул второй участок. Часть из них заявили, что проплывут первый участок еще раз, уж очень того хотела Аня Ш.. Через некоторое время возвращается бас, без лодок, только с Майклом и Лёхой Ш., все напряглись  —  что, как и почему. Анька стрельнула, лодка ушла, приехали смотреть карту, чтоб найти место, где дорога подходит к реке. Оказалось, что только через 30 км. Лодку спасти не удалось… Вскоре вернулись все, целые и невредимые, и присоединились к нам, сидящим в лагере, расслабленным и попивающим пивко. Первый жаркий и солнечный день за всю поездку.

И тут в мои планы вмешивается «Женсовет» или попросту «Единая Россия»: «А давайте-ка поедем в Лиексу, там прекрасный душ, сауна и отличное родео…» Все подхватили эту идею, послышались радостные возгласы, начались танцы в честь благ цивилизации, а Майкл на радостях напился и устроил всем праздник. Был даже небесный фонарик (на севере он смотрится очень прекрааасно) и салют, после которого мы стали собираться еще быстрее, так как шведы могли подумать, что русские вспомнили Полтавскую битву.

Я вел автобус до раннего утра, пока дорога сквозь глушь с бросающимися под колеса зайцами и куропатками и ушастыми лосями не сменилась мрачным дождливым автобаном. В общем, спасибо вам, «Женсовет», за отъезд из Калекса и переезд в то «восхитительное» место, где последние 2 дня сплавного тура мы собирали грибы, варили из них суп, посещали супермаркет и любовались финской природой.

Но финальное пати всё же было суперским, хотя и поставило под сомнение, что унылые финны захотят нас снова видеть в своем кемпинге или где-то поблизости. Спасибо всем организаторам!

На этой ноте я завершаю свой рассказ, спасибо всем. Сплавной тур действительно получился очень насыщенным и интересным, кататься хотелось всегда, что мы и делали – до обеда и после обеда!

Ну как полагается в статьях, персональная благодарность Лёхе Ш.  и Майклу за то, что напичкали нас новым опытом, Илюхе М. за то, что был всегда рядом, с тобой действительно классно плавать! Основной группе сплавщиков, с кем я находился, Машка и Жу, вы вообще героини!

Ну и, конечно, Юльке и всем,  кто ей помогал с обустройством лагеря и готовкой наивкуснейшей пищи, — Ирке Мареевой, Верунчику, идеальным дежурным типа Миши Б. и другим создателям уюта и комфорта!

P.S. За предоставленные фотки благодарю Ярославцева Андрея, Никандрову Веру, Марееву Иру, Покотылюка Вову, Лёху Шишкову, Селезнёву Лиду и всех, чьи фотки я позаимствовал.